Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Мне часто говорили, что я жалуюсь. А я не верила, не могла поверить. "Как можно быть таким слепым? - думала я, - Где ж я жалуюсь? Я факты раскладываю!".
Сегодня я сделала такое открытие, какого никак не ждала.
Самоконтроль и угода не связаны с людским одобрением. Та гнусная ложь, что «тебя полюбят, если будешь хорошей девочкой», бессовестна и безответственна. Между человеческим одобрением и попытками его получить нет никакой связи. Часть людей меня одобряет, а другая часть – порицает, и так будет всегда, независимо от того, поступаю я по совести или поступаюсь искренностью. Как и со многими вещами, чтобы получить одобрение, его нужно расхотеть.
Поиск одобрения – это отказ нести ответственность за себя самого. Просто вручаешь людям свою душу, следуешь их желаниям и командам. Если им начинает что-то не нравиться – сами же виноваты. Они, а не я. С меня взятки гладки. В действительности такое вручение души ничем не лучше вручения другому своих трусов и носков.
С тайным перекладыванием ответственности тесно связана собственная деятельность. Как это ни смешно прозвучит, но у меня, выходит, крайне внешний локус контроля. Что я делаю без пинка? Да ничего! Почему я не сделала то и это? «Условия были не те!». Это позиция жертвы. Успех, даже зачастую случайный, я с удовольствием припишу себе. Но мои неудачи – они всегда чьи-то. Моим неудачам всегда есть причина: характер, убитый мамой и бабкой, неблагоприятные условия, Система. Даже когда я признаю причину неудачи в себе, эта причина оказывается уж точно не моей виной. Всё это – отчаянные попытки донести до людей: на самом деле я хорошая девочка! Любите меня! Но, как уже выяснилось, хорошей девочкой быть не нужно. Никто за это меня не любит.
«Когда несколько десятилетий подряд человек целенаправленно учился быть жертвой, доказывая себе и другим, что к нему не может быть никаких претензий, потому что за всё отвечает кто угодно, только не он – это профессионал, который 20, 30, 50 лет оттачивал мастерство вранья себе и другим».
Можно находить сколько угодно много глубоких и глубочайших причин своей неуверенности, боязливости, зажатости. Пока ты в позиции жертвы, любое копание – это просто жалобы. И чем профессиональнее копаешь, тем профессиональнее ты жалуешься. Только и всего.