Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Обесценивание.
Так назвал это Дима, психолог в буржуйском тренинг-центре, где я стажировалась.
У нас с ним был разговор, потому что работа, на которую я нанималась, мне совсем не давалась. Он не торопил, никто не торопил, все ободряли, поддерживали, помогали, советовали. Все были за меня горой. А я злилась на себя и в итоге разревелась перед Димой. Надо отдать должное, он хороший специалист. Поговорил со мной. И сказал, что моя злоба на себя - это обесценивание, самопринижение.
Я хожу с вывернутой наизнанку душой.
В мире конного спорта недуг обесценивания оказался особой проблемой. Контингент конного мира крайне специфический. Негласная иерархия, негласное "ты мне, я тебе", грубейшая простота нравов и главное - каждый всегда уверен, что он состоявшийся профессионал. Даже последний конюх. Все, кто по-настоящему умеет обращаться с лошадьми, работают с ними с детства. Я встретила в своей жизни пока что единственного человека, который пришел в конный мир впервые в зрелом возрасте и состоялся - это Лена. Остальные, если были в стороне раньше, так и остаются на обочине. В том числе я сама.
И вот, когда я со своей обочины прихожу на конюшню со своим обесцениванием, когда последний конюх компетентнее, чем я со своим дипломом наездника, вот тогда и наступает кризис. Я открыто признаю и предупреждаю: я не умею. И негласно я ставлю себя на самую нижнюю ступень всеобщей коневодческой иерархии.
Проблема в том, что я все-таки кое-что умею, но (как обычно) заявив об этом, почему-то сразу теряю половину навыка. Все из рук валится, а голова пустая, взгляд даже тупеет. В итоге мои слова не соответствуют делу, я приобретаю статус заносчивой дуры. Это и есть самое страшное. Потому что во всем мире, а особенно в конном, 90% дел делаются только при хороших отношениях с коллективом.
Привычка всегда ставить себя на последнее место, превозносить других и профилактически самообесцениваться (чтобы не создавать ожиданий, не разочаровывать) - ужасная привычка. Как бы мне хотелось избавиться от нее. Я боюсь не соответствовать ожиданиям людей, боюсь навлечь на себя гнев, обвинения, насмешку. Боюсь, что у меня отнимут дело и скажут: иди-ка ты отсюда, криворукий кривожоп!
Не умеешь - не берись.
Это лозунг, который манифестировала мне в детстве мать (ох, я опять нахожу ее "ошибки"! будет ли этому конец?). Если мне давали попробовать что-то сделать, и у меня не получалось, то я вызывала раздражение, получала оскорбления.
Как избавиться от этих навязчивых паттернов? Их, кажется, миллион. И все они препятствуют самореализации. Застенчивость, уступчивость, скованность... Меня сегодня на конюшне, кажется, обозвали сиротой. Потому что я стояла в сторонке, чтобы не мешаться, и ждала, когда запрягут лошадей. А может и не меня. Но подходит. Я совершенно не умею быть полезной и в тему. Это действительно создает трудности для ВСЕГО. А полезной быть не умею, потому что не думаю об актуальной потребности человека - потому что думаю в этот миг о том, не вызову ли я чем гнева и на этот раз.
В младшей школе мы играли в семью зверей. У нас была "мама" - девочка Аня, которая 100% соответствовала этой роли и искренне принимала ее всегда. У нас был "папа", редко, правда, он такой появлялся. У нас были "старшие сестренки" - средний контингент. А за последнее место велась нешуточная конкуренция - за место "самого-самого-самого маленького, глупенького, озорного, самого младшенького".
Не бейте меня, я - дурак. Примерно так можно выразить посыл этой роли. Свобода действий при полной безнаказанности (он же еще маленький, он же еще глупенький, ему все можно).
Как несложно догадаться, я была среди кандидатов на роль дурачка - и часто выигрывала ее себе. Да так увлеклась, что до сих пор хожу будто бы с табличкой на лбу: "Не бейте меня, я - шут".