У меня больше нет сил сомневаться. Теперь управлять буду я.
Все твои потребности будут услышаны и удовлетворены.
Вот три мантры, которые родились у меня в постижении верховой езды.
Вселенная удивительно отзывчива, мир вокруг нас реагирует на всё, что мы делаем, думаем, чувствуем. Взаимодействуя с живым миром, можно понять себя самого. И умнее будет не пенять на зеркало-то...
Добро, доброта, забота, помощь, понимание, дружелюбие и пр. - это НЕ ТО ЖЕ САМОЕ, что жалость, бесхребетность, немота, отсутствие, бесхарактерность, безволие, уступчивость, вялость. Это знают все врачи, все инструкторы, все спортсмены, животноводы, берейторы, а теперь знаю и я.
Успех не имеет ничего общего с тупой зависимостью от чужой воли (тупым послушанием или сопротивлением).
читать дальшеСегодня на плацу тренер занимался с мальчиком лет семи, на корде. Мальчик не сидит на рыси, вообще. И не может выслать лошадь в рысь, вообще. У мальчика совершенно невнятный голосочек, тихий и прозрачный, как тюль. Мальчик укутан по-зимнему, в большущий болоневый комбинезон, замотан шарфом. В таком не то, что верхом, в таком и ходить-то неудобно.
-Рома, держи спину ровно, не наклоняйся вперед, - говорит ему тренер и хлопками хлыста заставляет лошадь под Ромой начать вялую трусцу.
На втором же шагу лошади Рома неудержимо скрючивается, заваливается вперед. Лошадь моментально останавливается.
-Рома, не давай ей останавливаться. Высылай. Шенкель, - говорит тренер.
Рома вяло машет ножками, умирающим голосом произносит "рысь" и мгновенно затухает. Он как бы показывает, что сделал всё по инструкции, и больше от него ничего не может зависеть.
-Сначала, - говорит тренер.
...
И так весь час.
Лошадь озлобилась, на нее весь час нещадно орал тренер и хлопал своим хлыстом вокруг.
Тренер уже и сам озлобился, он использовал все свои мыслимые и немыслимые приемы, чтобы добиться от Ромы эффекта.
Я весь час скакала вокруг них по плацу на своей лошадке. И к концу занятия тренер даже поменял наших лошадей, и отдал Роме мою, более разгоряченную и бодрую.
Под Ромой моя лошадка встала как последний осел.
Ни лошади, ни тренер не могут сделать так, чтобы Рома превратился во всадника. Только великий Гудвин может дать соломенному чучелу мозги. А тренер не Гудвин.
Это грустная история о многом: и о верховой езде, и о психологии, и о жизни. Много можно тут рассказать, поскольку всё на виду, никакая диагностика не нужна.
Эта история также научила меня слушать актуальный запрос. И у тренера запрос один: как добиться эффекта. Ему не интересно, почему Рома такая рохля, какие у них отношения с мамулей и как сделать из Ромы мужика. У тренера имеется лишь этот материал для работы, он не может по щучьему велению переделать мальчика. Что есть, то есть, и тренер хочет знать лишь, как научить этого ребенка ездить верхом. Ему нужен подход, которого у него не нашлось, хитрость, которая сработала бы с таким учеником.
Я благодарна, что смогла увидеть такой случай со стороны. Именно со стороны было видно, что апелляция напрямую к воле, к личности, к субъектности Ромы бесполезна, что лобовое взаимодействие лишь усугубляет ситуацию. Чем сильнее распалялся тренер, тем прозрачнее становился Рома. Ему противопоказано прямое внимание, пока он сам не просит. И не зря мне хотелось привязать мальчишку к седлу и пустить лошадь по полям.
У Ромы должен появиться запрос на инструкции.
Во власти тренера - создать ситуацию, требующую субъектности Ромы. И тут важно аккуратно различать положительную и отрицательную мотивацию. Если, допустим, посадить Рому на гоночную лошадь, которая бежит сама, иной раз даже вопреки настойчивым просьбам остановиться, Рому можно шантажировать: ага, неприятно тебе, неудобно? Делай так и так, тогда станет комфортнее. В таких щипцах Рома, вероятно, зашевелится. Но что это будет? Он ведь будет постоянно "бороться" с движениями лошади, искать способы максимально снизить дискомфорт. Но он едва ли захочет ехать. А это разные вещи.
Я бы поставила Рому в смену. Жаль, что он еще совсем хреново ездит. Хотя я ездила примерно так же, но в смену меня пихали безо всяких разговоров. Смена - это замечательный мотиватор. Ты ненавидишь смену. Ты борешься с ней. А вот с лошадью тебе уже бороться невыгодно. С лошадью вы уже стоите по одну сторону баррикад. И, шпыняемый всадниками позади, шпыняемый тренером в центре круга, вынужденный поспевать за теми, кто впереди, ты уже ищешь способы договориться со своей лошадкой. Здесь почву твоей мотивации хорошо удобряет концлагерное равнодушие тренера к твоим проблемам, дисциплина, ответственность перед другими звеньями смены.
Хочешь чему-то научиться? Сделай из этого средство для достижения более важной цели.
Главное, чтобы цель была приятной, а не отрицательной. Чтобы хотелось достичь чего-то, а не избежать.
Поэтому смена должна знать: когда все поедут стройно, тренер будет гордиться и хвалить. Если тренер и смена тебя совсем не хотят видеть, то тебе не хочется ехать, хочется спрыгнуть, бросить повод и сказать "Ебитесь тут сами, я пошел". Нет. Смена хороша лишь тогда, когда ты знаешь, что тренер хочет видеть твой успех. Тогда он для тебя - положительный мотиватор, а смена, шипящая сзади и спереди - отрицательный. И при нехватке одного из видов мотивации всегда есть противоположный. Это дает определенный эффект.
Для наиболее продвинутых я вижу еще более положительную мотивацию - ситуация соревнования. Это не совсем то же, что смена. В смене остальные звенья хотят лишь, чтобы ты ехал ровно и не отсвечивал. А в соревновании другие участники попытаются тебя обогнать, быть лучше. Им даже захочется, чтобы ты был хуже. И уж тут-то договориться со своей лошадкой, чтобы обогнать соперников, ты захочешь как никогда.
Но это, увы, при условии, что ты не тряпка, и тебе не все равно, кто будет первым.
Уж не знаю, спорт ли закаляет дух, или просто в спорте остаются лишь те, кто уже обладал задатками этого духа. Но тут ясно, что в соревновании тряпкам не место. В ситуации соревнования здоровый человек должен хотеть быть лучшим. Да, он может объективно оценивать свои возможности и совершенно здраво принять своё законное пятое место из пяти, но тем не менее, он не перестанет иметь такую мотивацию для дальнейшего развития. Именно этот мотив и толкает его двигаться вперед в соревновании. Здесь нет отрицательного мотиватора. Все стартанут, а ты такой "мне в общем-то и тут неплохо"? Пожалуйста, как пожелаешь. Тебя не пнут в спину, тебя не обругают. Никто тебя просто не заметит. Ты ничего не получишь, вот и все. В чистом соревновании есть только позитивный мотиватор, поэтому такая ситуация тоже годится не для всех. Ну не всем ученикам хватает дури заниматься верховой ездой по любви.
И с тренера это не снимает задачу "научить".
В условиях прокатной конюшни, с семилетним ребенком без признаков
Что ж, сгодились бы чисто психологические фокусы. Найти равный контакт с ребенком еще до входа в конюшню. Подзадорить его, заинтриговать, раздразнить. Расшевелить нервные процессы. И пока горяченький, сажать. На плацу не терять энергетику. Да хоть с лошадью наперегонки сам беги, ей богу. Лишь бы дружба была и интрига. При условии, что есть дружба, может сработать подражание или игра в "слабо".
Не всякий тренер возьмется за это. Тут как с учителями. Их сейчас обязывают делать учебный процесс интересным для учеников.
Ну учителя они, ну не психологи и не аниматоры. И налаживать дружбу с каждым из двухста учеников - не слишком ли?
Их тоже можно понять.