Когда я ходила в 7 или 8 класс, бабушка научила меня вязать крючком. Сначала я обвязала всех кукол в шкафу. А потом как-то захотела связать свитер самой себе. Но бабушка уже уехала, выкроек у меня не было, ниток тоже, да и ума с опытом явно не хватало. Хотелось только кофту связать, и все.
По глупости я заговорила об этом с мамой. В первые же выходные, когда мы оказались на рынке, проходя мимо рукодельной лавки, мама ткнула: "Вон иди, ты же хочешь вязать себе что-то там".
В коме стеснительности перед незнакомыми тетками-продавщицами, а также перед покупательницами, толпившимися в лавке, я заставила себя войти. Мне очень было нужно время перевести дух, и я уткнулась в витрины с иголками, катушками, пуговками и булавками.
Продавщицам, наоборот, очень нужно было поскорее что-нибудь продать и не умереть со скуки. И они запустили в меня свой безжалостный горящий гарпун: "Что ты хотела, девочка?".
"Ме-е, бе-е..." - я что-то мямлила, уже не помню что. Это был знакомый многим маленький социальный апокалипсис. Единственное, что мне было нужно - это совет и помощь. Сориентироваться в непростом деле вязания свитера, в возможных вариантах, в выборе покроя. Но я же не к бабушке пришла. Я пришла в магазин! Признаваться продавщице, что я в растерянности? Что я не знаю, какие нитки мне нужны? И что она обо мне подумает? Вероятно, что я балуюсь, несерьезно подхожу к делу - пришла покупать сама не зная что. А вокруг торчали разные другие незнакомые тетки, и кожей чувствовалось, что все они приготовились слушать, что я скажу. Ей богу, интрига в воздухе повисла такая, что чуть стекла витрин не задрожали.
Дрожала и я. Только бы не облажаться! Перед продавцами нельзя лажать! Иначе впихнут ерунду втридорога и посмеются за спиной, и всё. Я уже была готова сбежать. Но тут следом за мной вошла мама.
Мама, единственная надежда на спасение, мама, опора и защита в этом страшном большом мире, наполненном тетеньками-продавщицами.
И мама громко, на весь магазин, чтобы все услышали, сказала:
-Да она сама не знает, чё ей надо!
Бабах. Давление, гастрит, слабый мочевой пузырь - все как-то сразу подскочило, заболело, застонало. Меня словно пришибли чугунной сковородой. Оглушенная, бледная от стыда, я выползла из рукодельной лавки.
Я больше не хочу вязать никакую кофту. Я больше вообще не хочу вязать. Я хочу домой, в свою комнатку, на свой диванчик, я хочу к своему плееру, под свое одеялко...
У этого маленького эпизода две морали.
1. Самое большое, что я в жизни связала - это фиолетовая шапка фасона "гном". Я специально сделала ее таким длинным, мультяшным колпаком. Она ни в коем случае не должна была смотреться серьезно и выглядеть как попытка связать достойную вещь. Шапка-гном открыто заявляла: я - просто шутка. Пусть у вас не остается никаких сомнений - эта девушка не стремилась связать ничего адекватного, напротив. Вы же не станете всерьез оценивать вязальные способности человека по ироничной затее! Вот и не оценивайте!!!
Собственно, не дай бог вы подумаете, что я вообще к чему-то стремлюсь всерьез. Видите ли, я не готова отвечать перед вами за свои наивные желания, отстаивать их. Поэтому пусть я лучше буду ходить в гномьей шапке, чем вы будете судить меня.
2. Каждый сам за себя. Если он неправ, пусть поскорее признает это перед всеми. Никакая дружба и любовь не являются поводом, чтобы защищать заблуждающегося человека. Если вы облажались перед официантом, сидя в кафе с подругой, не ждите, что подруга за вас вступится. Если вы стали причиной некрасивой ситуации на улице, прогуливаясь с мамой, не ждите, что мама будет на вашей стороне. Если вы заспорили с проводницей в поезде, сами расхлебывайте. Друг, с которым вы путешествуете, не обязан и не будет ввязываться в эту грязь.
Обе морали я усвоила крепко. И теперь, по прошествии лет, крепко об этом жалею.