Когда-то в прошлом алхимики копались в порошках, жгли себе брови и травились ртутными парами в своих частных богопротивных лабораториях. Когда-то смышленые сорвиголовы вместо того, чтобы работать на поприще своих отцов, сооружали деревянные крылья, кидались с башни камнями и рисовали в своих домашних мастерских не менее богопротивные картины. Когда-то церковные батюшки в свободное от служб время ходили в гости к пастве и в тихой комнатке подальше от повседневной суеты выслушивали душевные излияния мирского человека. Когда-то совсем давным-давно люди верили в богов по-простому, каждый как мог.
Теперь вместо алхимиков - квалифицированные химики. Вместо единичных Ньютонов и Леонардов - квалифицированные физики, инженеры. Вместо душелечительных разговоров с батюшкой у нас теперь есть даже квалифицированные психологи. Вместо веры первобытной, инстинктивной у нас есть организованная на государственном уровне церковь.
Со временем всё подвергается регламентации. От стихийно возникающей деятельности мы постоянно переходим к деятельности формализованной, определенной, по установленному порядку. От непредсказуемых результатов мы переходим к стандартизации процессов, к унификации продукта деятельности, к соответствию его заданным параметрам. Так забавы становятся делом серьезным и требующим профессионального образования.
Так, видимо, родилась и идея писать книги по схеме. Экспозиция, конфликт, кульминация, развязка. Персонаж обязательно должен содержать это и это. Конфликты бывают таких и эдаких типов.
И вот тут меня начинает колыхать вопрос: насколько хорошо об этих стандартах знали великие писатели? Как они, бедные, писали свои шедевры, не имея под рукой "метода снежинки" и списка возможных тем? Ничего, как-то справлялись.
А теперь у нас литературная деятельность тоже регламентированная. Есть даже официальная квалификация такая - литературный работник. Вот выдержка из госстандарта.

Не, я не говорю, что стандарт не имеет прав на существование. Ничего такого. Просто честное слово, не вяжется у меня как-то понятие "писатель" с этим вот крокодилом под названием "литературный работник". Это не авиация и не атомная промышленность. Здесь невозможно преуспеть, просто строго следуя формулам. А большем всего меня печалит количество и качество написанной по упрощенным схемам литературы, выложенной где-нибудь на форумах или личном сайте и один раз прокомментированной. Но все при этом тайно хотят поравняться на пьедестале славы с Мартином, Толкиеном, Ролинг и Коэльо.
Такое ощущение, что сейчас пишут все. Это не стыдно, это модно, это клево. А вдруг мой роман принесет мне славу, миллион долларов и трехсерийную голливудскую эпопею по мотивам? Вот сейчас наберу только в яндексе "как стать писателем".
И набирают, и находят те самые формулы и схемы. И вера в формулы, вера, подкрепленная существованием регламентированного специалитета "литературный работник", искушает использовать схемы вместо собственной головы.
Сейчас пишут все, потому что это ничего не стоит. Проще писать о верзиле, чьи мускулы хотят потрогать все симпатичные телочки, чем самому пойти во двор и качать мышцы на турнике. Проще писать о путешественнике, чем самому отправиться в путешествие. Проще написать, что у тебя особняк в Альпах, чем купить его. Проще ублажать свои мечты в воображении.
Я бы хотела, чтобы творители текстов были честны с собой и не занимались мастурбацией на бумаге. Если ты чего-то хочешь, это еще не значит, что ты хочешь быть писателем. Развивайте реальную жизнь, достигайте своих целей, добивайтесь исполнения желаний. Оставьте бумагу тем, кому есть что сказать.