Николай Васильевич Гоголь в 19 лет приехал в Петербург, искал места чиновника и тайно лелеял мечту взойти на литературный Олимп России.
Мелким чиновником он стал. А вот опубликованная на родительские деньги дебютная повесть полностью провалилась. Отзывы были ужасными. Николай Васильевич скупил остатки тиража в лавках, собрал в кучу, сжег и уехал за границу.
Впрочем, довольно скоро он вернулся. Через пару лет ненавистной службы протекция влиятельных друзей позволила Гоголю в 22 года стать преподавателем истории в Патриотическом институте, а через 4 года он стал профессором в Петербургском университете. В 23 года он опубликовал "Вечера на Хуторе" и был окрылен, так как публикация имела большой успех. В этот же год он познакомился, наконец, со своим кумиром - Пушкиным. Вдохновленный событиями, Николай Васильевич усердно писал новые произведения. Начатые повести, которые ему не нравились, он сжигал. Остальное шло в сборники.
Вдохновения, однако, хватило буквально на пару лет. Уже в 24 года Гоголь снова сомневается в себе, переосмысливает свою роль как писателя и из-за этого становится недоволен собой и своими литературными успехами. Ему начинает казаться, что главная цель литературы - нравственная, а не развлекательная, и что он как писатель просто обязан приносить своими трудами пользу обществу, а именно - наставлять людей.
Этим Николай Васильевич и занялся. Он начал писать о Петербурге и о людях, населявших его. Писал с сатирой, высмеивал зло и недостатки чиновников. Он никогда не морализировал прямо, но неустанно продолжал поучать читателя через высмеивание пороков. После серии отдельных повестей и рассказов Николаю Васильевичу подсказывает Пушкин: возьми и собери все недостатки общества российского, напиши комедию, чтобы все их разом высмеять. И в 26 лет Гоголь задумывает "Ревизора". В этой комедии он собирается хорошенько потрепать и пожурить, чтоб уж ни у одного чиновника не осталось сомнений, что это его пороки показывают на сцене.
Пьесу поставили вяло, и никто ничего не понял. Чиновники не уязвились. Революции мышления, о которой мечтал Николай Васильевич, не случилось. Удрученный, он снова уехал за границу.
Там, в Италии, он принялся работать над "Мертвыми душами". В письмах к друзьям Николай Васильевич обещал, что вся Русь явится в новом романе. Он был убежден в огромном значении "Мертвых душ" для всей России и полагал, что самому высшему провидению угодно их написание.
Первый том издался в России и поднял множество разноречивых мнений. Николай Васильевич понял, что первый том был лишь предисловием к "великой поэме", которую он замыслил. И он сразу принялся за работу над вторым, который должен был разъяснить публике общий смысл труда и снять все возражения. Гоголь писал второй том десять лет. В итоге остался недоволен и сжег.
Николай Васильевич начал заново писать второй том. Но в нем бурлило столь горячее чувство невероятной значимости поэмы, столь уверен он был, что на его перо надеется сам господь, что никак не мог достичь поставленной планки. Гоголь ездил в Иерусалим и даже пытался принять монашество. В последнее время он много постился. Через год после попыток снова написать второй том Николай Васильевич проснулся однажды ночью и начал в порыве отчаяния сжигать свои личные бумаги. Говорят, туда же полетела и последняя редакция второго тома. Так или иначе, Николай Васильевич совсем перестал есть и вскоре умер. Ему было почти 43 года.