Учащиеся тут приехали со многих регионов России. Некоторым, с кем я успела обсудить эту тему, точно так же кажется, что люди тут злые. Не одну меня так поразили местные.
Со временем я услышала, что в конце 70-х в эту область переселилось множество антисоциальных элементов – Москву очищали в преддверии Олимпиады 1980. В сети нашла сведения про 101-й километр («загнать за Можай») – порядок, по которому неблагополучным субъектам запрещалось приближаться к Москве и другим важным городам ближе, чем на 100км.
Они среди нас. Уголовники, проститутки, нищие, алкоголики, тунеядцы, мошенники, хулиганы. Они в толпе. Они часть толпы.
Отсутствие знания о маргинальном контингенте вовсе не отменяет его существования. Быть принцессой не означает витать в облаках. Совершенная неготовность встретить на своем пути мошенника, злоумышленника или кого похуже может обернуться плачевно. Я верю в то, что у каждого человека внутри живет стремление к красоте и добру. Но как мало людей заняты этим всерьез! Поиск положительных эмоций сводится к избеганию проблем, к алкоголю, к бездумным поступкам. Как много людей ленится думать и работать душой. И как много насилуют душу непосильной ношей, а ум – интригами, планами или изощренными мелочными хитростями. Это не значит, что нельзя доверять людям. Это значит, что нужно искать в них лучшее, имея средства к собственной безопасности. Абсолютно так же, как и с лошадьми.
Я перестала бояться лошадей, когда решила, что подавляющее большинство взмахов копытами, взбрыкиваний и уносов не являются направленной на человека агрессией, как думалось мне раньше. Защитный рефлекс, избыток энергии, здоровье, темперамент, характер – вот факторы, определяющие поведение лошади. Не личная злоба, не извращенный расчет.
У человека, как ни странно, абсолютно то же самое. Не ведают они, что творят. Нужно прощать им внутри себя. Нужно отпускать беспокойство и злобу, зарождающиеся в душе по отношению к обидчику. Если покопаться, можно найти обстоятельства, объясняющие любое поведение.
Что же, подставлять вторую щеку? Не согласна. Прощать и защищаться не исключают друг друга. Защищаться от действий человека не значит воевать с ним. Защищаться во время войны не значит с ненавистью относиться к мирным жителям агрессора. Защищаться не значит закрываться от людей в бункере. Активная интеллектуальная защита сводит повреждения к минимуму и не сковывает движения.
Вместо того, чтобы бояться, ненавидеть и обижаться на злых, в том числе «неблагополучных» и «неисправимых» людей, нужно простить их в душе и прекратить с ними конфликт: уйти или обезоружить. Воспитывать и исправлять их оставим судьбе, коль скоро они не наши дети.
У меня воспитание до недавнего времени равнялось уничтожению моей природы. Казалось, что воспитание – это инверсия природных качеств. А воспитатель представлялся ненавидящим существом, настроенным против моих качеств, которые есть часть меня – настроенным против меня лично. Воспитание не должно ломать все под корень и строить на выжженном месте идеальный город. Воспитание должно развивать позитивные устремления. Это так же сложно, как поймать и удержать скользкую рыбу в мутной воде голыми руками. По отношению к детям воспитание – это тонкий, долгий и упорный труд. По отношению к остальным такие затраты не оправданы. С детьми в комплекте идет врожденное признание авторитета родителя. Лишь этот бонус дает возможность воспитывать их. На остальных мы можем в лучшем случае влиять. Мы отменяем ненависть, но не покоряемся и не сдаемся. Мы отменяем гнев, но не распускаем вожжи.
Зачем я развожу все эти рассуждения? Я хочу по возможности экономнее и разумнее тратить собственную энергетику. Обиды, страх, злоба и негодование крадут ресурсы. Действовать без негативных эмоций гораздо лучше. Достижение цели и самовоспитание - вот, чем я тут занимаюсь, потому что ленива, слаба и не могу идти по жизни напролом, влача за плечом баржу мертвого душевного груза.