• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:28 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Меня теперь периодически и со жгучей остротой терзает чувство моей никому ненужности. Справедливее будет сказать так: я знаю, что нужна своим человечкам. Но чернильно боюсь оказаться ненужной. Настолько, что часто чувствую себя именно такой.
Меня никто ни во что не вовлекает. Более того, иногда складывается впечатление, что именно без меня всегда начинается всё самое лучшее и интересное. А стоит мне появиться - труба, печаль, сплин.
И тут, морально продриставшись в очередной раз, я подумала: ну и какого хрена?
Нужно самой вдохновлять! Самой вовлекать!
И мне хочется повторить это жирным, славным шрифтом, потому что мысль эта глубокая и прекрасная.
Вдохновляй! Вовлекай! Живи!!!

22:07 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Есть мнение, что гордыня мешает понять, чего мы желаем на самом деле. Мы считаем себя лучше, чем мы есть. Мы считаем даже некоторые свои желания ниже собственного достоинства.
Гордыня вообще зверь опасный. Она диктует нам быть лучше других и проверяет это. Сталкивает меня и мир в сравнении: я лучше, чем они? Если нет, бьет по почкам. Гордыня делает из нас снобов. Гордыня не позволяет нам признавать свои ошибки. Гордыня заставляет нас обижаться и винить других. В общем, достаточно сказать, что христианство (и не только) отводит гордыне первое место в списке грехов.
Однако сегодня опасность этого зверя как-то недооценена. Важно, чтобы член общества не убивал, не грабил, не обманывал. А вот что он там о себе думает - это кого волнует? Это же, блин, личное дело каждого!
Мода на "личное дело каждого" сделала некоторые пороки неподвластными лечению.
С приземленной точки зрения гордыню можно рассматривать как защиту. Мы защищаемся от мудаков, которые пытаются учить нас жизни. Защищаемся от тех, кто хочет выиграть за счет нашей слабости. Защищаемся от боли и незаслуженных обид.
Бац, дверка захлопнулась. Теперь вместо "я хочу твоей любви" у нас "я никому больше не позволю мною пренебрегать!". Вместо "я хочу вашей любви" у нас "да нахер мне вы не сдались!"...
А вы ведь знаете, что люди это слышат! Можете даже вслух ни разу не говорить, все равно услышат. Себя не обманывайте.
Сегодня хорошо начать хотя бы с того, чтобы гордыню за собой замечать и по возможности стучать ей по пятаку. И не нужно бояться. Чтобы отстаивать свои интересы, у нас есть чувство собственного достоинства.

23:31 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Стяпнуто с просторов ЖЖ. Сходное с моим мнение о роли социальной состоятельности в успехе.

читать дальше

21:39 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Вообще сегодня день тотального фиаско по социальной статье.
Стоило мне сначала заболеть, а потом уехать, как у друзей наступили тусы и весеухи, купания и приятные встречи.
Это не первый раз, это даже не в сто первый раз! Эта закономерность неумолима и беспощадна со мной. Стоит мне сгинуть, как жизнь у людей начинает бить ключом. При мне, сколько бы мы ни договаривались и ни собирались, половина народу не придет, половина не дойдет. Стоит мне гарантированно не приходить, как тут же все собираются спонтанно, легко и прекрасно проводят время. Без меня, естественно.
Я, дипломированный психолог, доброе и безобидное существо, чувствую себя настолько несостоявшейся в плане общения, что даже Горлум рядом со мной - светский лев.
Почему несостоявшейся? Потому что у меня к 25 годам - 2 подруги, нет работы и никакого веселья. Да сгниет в своей могиле тот задрот, который провозгласил, что умение, ремесло и труд - превыше социального успеха. Я всю жизнь прожила с этой гребанной мыслью: ну и что, что у нее три поклонника! Зато я стихи пишу! Ну и что, что там какие-то ребята поехали кататься! Зато я умная, сколько книжек прочитала!
Вот и дочиталась. Никому стала не нужна.
На самом деле под всеми этими стабильными "совпадениями" я вижу банальную логику: поскольку я совершенно не умею веселиться, отрываться и панически боюсь компании больше двух человек, то энергетически отталкиваю любую возможность оказаться в веселье.

Вы даже не представляете, как тяжела стала эта ноша эгоцентризма, серьезности и хладности.

Проскользнула хорошая мысль, что неумение веселиться - это неумение выпустить Ребенка, и угрюмая бука с телефоном на свадьбе подруги - это Взрослый, который приперся в детскую песочницу. Каждая роль хороша в свое время.

18:24 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Мама с бабушкой без устали обсуждают жизнь других людей. Без устали бабушка рассказывает о знакомых знакомых, которые купили квартиру сыну, дочери машину, себе дачу, о людях, которые скупают по 5 квартир, делают блестящие ремонты, играют громкие свадьбы. И без устали мама удивленно повторяет: "И ведь это же только мелкая сошка! Это ведь только мелкая сошка так живет! А как живут они!!!".
Под мелкой сошкой она понимает человека, недалеко ушедшего по иерархической лестнице.
И когда она в пятидесятый раз повторила это в разговоре с бабушкой, я вдруг задумалась.
Чем таким эти мелкие сошки отличаются от нас тогда? У них, в отличие от нас, есть деньги на все эти внедорожники, квартиры и свадьбы. Все это стоит миллионы денег. Как эти мелкие сошки находят свои крупные деньги? Ведь для нас эти деньги огромны. Почему одни люди тратят свои миллионы в то время, как другие люди обсуждают их на своей грязной кухне?
Мы, честные интеллигенты, трудимся в поте лица своего на государственных поприщах или около того, вкладываем в дело всю душу, все силы, экономим на необходимом, отказываем себе в удовольствиях - и все равно едва наскребаем денег на говененькую поездочку летом. Что это за проклятие на нашем пути? Откуда другие люди берут деньги, и как им это удается?
Я снова и снова задумываюсь, что секрет здесь кроется в умении вести дела с людьми. Мы, те, кто надеется, что за труды наши воздастся с неба по заслугам. Мы те, кто с ужасом смотрит на редкие случаи, когда нам приходится на неофициальном, "взяточном" и "кумовском", "сером" уровне решать свои задачи. Мы те наивные и прозрачные души, кто живет с иллюзией, что миром правят правила. Мы те, кто надеется достичь всего, следуя этим правилам, и не занимаясь ничем другим.
Проще говоря, мы просто совершенно не умеем продуктивно взаимодействовать с социумом, с живыми людьми, которые каждый день окружают нас. Может быть, дело как раз в этом?..

23:29 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
О том, как красота влияет на нашу жизнь, мы можем и не догадываться. Но влияет она колоссально.
Зрительные, звуковые, обонятельные, осязательные и эмоциональные наши впечатления - крайне важные и влиятельные товарищи.
Сейчас я нахожусь в Ивделе, крошечном поселке городского типа. Здесь живут мои бабушка и дядя по маме.
Я нахожусь в жутчайшем болоте самых неприятных звуков, ощущений и впечатлений и не могу не замечать, как из этих мелочей складывается общая энергетика. Старый поселок развален и забыт. Дома покосившиеся, обломанные, худые. Заборы кривые и ржавые. Деревья обкусанные. Сараи погорелые, остовами торчат из кучи пепла. Помойка завалена мусором. Мост через реку уничтожен половодьем.
В магазинах овощи покрыты черной плесенью, фрукты сгнили. Колбаса напоминает туалетную бумагу, а рыба - замороженное орудие убийства. Продавщицы угрюмые, нетерпимые.
Квартира бабушки в запустении не меньшем. Ванна, раковины и туалет поросли рыжей жирной грязью. Как, впрочем, и все остальное. Посуда особенно скользская и рябая. Горячая вода бежит скудной струечкой из нагревателя, и ею едва можно успеть помыть жизненноважные слизистые участки тела. Полотенца и воздух влажные, все насквозь влажное от сырости, пропитавшей это пасмурное лето. Я сплю в огромной проходной комнате. Днем это гостиная, а ночью мы с мамой раскладываем грязный диван и ложимся на него вдвоем. Диван скрипит на весь дом от малейшего вздоха. Он не удобнее, чем шпалы железной дороги. Постель старая. Я вынуждена спать в бабушкиной ночнушке, флисовой, старой, очень неприятной на тело. Мама рядом лежит и смотрит телевизор. Телевизор огромный, он нависает прямо над нашим ложем, и от него невозможно увернуться - он светит и орет на всю комнату, как ни отворачивайся. Кто-то храпит. За стенкой у себя в комнате шаркает дырявыми тапками и сморкается дядя. В туалете нет седушки. Унитаз холодный, как из холодильника.
Утром мы все собираемся на кухне за столом. Тесно. Бабушка сквозь еду рассказывет, какая нога у нее болела этой ночью. Дядя громко и неприятно жует. Мама командует и повизгивает. Шуршит плохо настроенный радиоприемник...
Кажется, я могу перечислять часами. Предела действительно нет. Куда ни глянь - всюду бренное увядание и запустение. Какую минуту ни вслушайся - всегда звуки утробные, дисгармоничные, дребезжащие. Где ни вдохни - все пахнет плесенью, пылью, молью. Чего ни коснись - все шершавое, стонущее, грязное.
Хаос и тлен здесь проникли в каждую клеточку живых людей. Всю свою остаточную, ничем не подпитываемую энергию они бросают на каждодневную борьбу с маленькими кошмарами своей внутренней и бытовой жизни.
По правде говоря, мне сложно назвать это жизнью. Это скорее брожение.
То, что мы видим, слышим и чувствуем каждый день, непосредственно влияет на нас. То, что мы видим, слышим и чувствуем каждый день, непосредственно зависит от нас. Мы делаем свои дома такими, какими они становятся. Мы окружаем себя такими людьми, которых ежедневно слышим и слушаем.
Красота, приятность звуков, разговоров, этикет и чистота - это не перечень капризов изнеженной интеллигенточки. Это те важнейшие аспекты нашей повседневности, которые формируют фон нашего восприятия и которые дают почву нашим мысленным процессам. От них в конечном счете зависит наше общее состояние, здоровье и немалая доля простого человеческого счастья.

11:26 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Сначала меня до глубины души поразила идея 3-d принтера. Милая вещица эта из полного потенции жидкого пластика лепит форму и тем самым бывшая жижа приобретает функцию, становится способна действовать в нашем мире. Как неотделима форма от функции, на этом примере видно особенно красиво. Инженерная шутка сделать 3-d принтер, который способен напечатать собственные детали, из которых можно собрать еще один такой же принтер.
Но чему тут было поражаться? Ведь мы сами - точно такие же принтеры.

22:35 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Довольно часто меня посещает некрасивое чувство, что я слишком хороша для своей работы и для тех, кому нравлюсь. Эдакий Шелдон в юбке.
Это гордыня, помешанная с чувством упущенных шансов. Это нехорошее чувство, его стоило бы вылечить.
Собственно говоря, разочарование в том, что имеешь, плюс полное неумение добиться того, чего хочешь - вот вам и гордыня.
Здесь я и поставлю дорожный столб, который при взгляде назад будет служить вразумляющим напоминанием.

11:20 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Книга о работе Эриксона по-прежнему гениальна, и я не нахожу ничего лучше, чем просто цитировать. Часть 1.

читать дальше

01:21 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
За что тебя наказывали?
В каждой семье была своя система, за что можно схлопотать, а что прокатит. Об этом особенно интересно вспомнить. Много нового о себе можно узнать.
Меня точно наказывали за неумение, за плохое выполнение дела. Особенно за двойки, тройки и четверки в школе. Еще за неумение вести себя тихо. За опоздания домой вечером. За испорченные вещи - разбитые вазы, пролитые на ковер краски, испачканные полотенца. За правду. Ну то есть когда сначала мама выуживала клещами эту правду, выяснялось, что я поступила неправильно, и следовало возмездие. В конечном итоге это было наказание именно за честность, которой я не балую ее и теперь. Еще наказывали за непослушание: не помыла полы, не сделала уроки, не иду спать, не помыла посуду, не погладила белье. Неделание этих важных дел имело основательную почву. Во-первых, у меня были куда более интересные дела, а во-вторых, за исполнение приказов я не получала даже доброго слова. В итоге получалось, что наказывали меня за то, чем я увлекалась. Наказывали за отпор. Не вытерпела ора на себя, наорала в ответ - наказана.
По большому счету получается, что подозревать детей в дурных намерениях - несусветная дурь. Злые намерения появляются только в ответ на полученную злобу и никак иначе.

00:04 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
И вот, кстати, еще что.
С самых ранних лет и до сих пор я не понимаю, как люди могут жить, не задаваясь вопросами. Как рьяно люди оберегают покой своего ума!
Где на нашем пути засел убийца любознательности? Где пытливость детского ума сходит на нет? Где тот комбинат, который делает из маленьких людей больших зомби?
Кошмар, просто кошмар. На свете миллиарды людей, которые почти ничего не пытаются узнать. Людей, которые ничего не пытаются понять. Людей, которые не ищут ответы. Я понимаю, что это самый безопасный способ бытия. Но неужели правда так можно жить? Зачем?

20:28 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Я не ветврач, и к отделу ветеринарных препаратов в нашем магазине не имею никакого отношения. Однако очень часто случаются моменты, когда ветконсультанта нет на работе, а администратор слишком занята другими важными делами, и тогда накапливающихся в ветотделе покупателей приходится с горем пополам обслуживать мне. Все, на что я способна - это подать названное лекарство и слегка проконсультировать по глистогонным препаратам и обработке от клещей.
Так вот пришла тут одна дама с йорком. Подайте ей глистогонное. Я говорю: возьмите это, хорошее. Она засомневалась, начала просить инструкции к каждому препарату. Спокойно выдаю, это нормально. Дама долго изучала упаковки, долго вымучивала из меня, чем одно от другого отличается. Ну разговаривали мы с ней вроде бы по-человечески, по крайней мере, безо всякой агрессии. И тут она увидела на витрине препарат, которого не оказалось по факту в наличии.
"Ну вот он у вас на витрине лежит" - говорит она мне.
"Извините, но мы не отпускаем товар с витрины, таковы правила" - отвечаю я ей.
"Ну вот же он лежит!" - тыкает она пальцем в стекло.
"С витрины дать не могу" - снова отвечаю я.
"На витрине лежит, а в наличии нет?!" - делает она круглые глаза, - "Нет в наличии, и вы не убрали упаковку?!??!?!?"
"Если бы я работала в этом отделе, то убрала бы" - не выдержала я.
Дама с йорком блеснула мне в глаза испепеляющим, презирающим, уничтожающим взором и молча удалилась, демонстративно не взяв ни одной таблетки.

Я молча вспомнила все матерные прозвища, которые когда-либо слышала. Эта старая пизда со своей шавкой была на волосок от смерти, как мне кажется. Своим "царственным", "учительским" взглядом она явно хотела сказать что-нибудь вроде: "Да какое ты имеешь право обманывать меня?! Да кто ты такая, сраная ты продавщица?! Да как ты смеешь мне перечить? Что за беспредел творится в этом паршивом магазишке? Вы осквернили мою аристократическую особу своим хаосом! Я - покупательница, царица Клеопатра! Ты мне ноги должна лизать! Для вас, продавцов, покупатель должен быть богом!!! А ты! Ты!!!".
Как-то так я ее поняла.
Для начала, я бы удавила эту конкретную тетку. А потом пошла бы за бензопилой и расчленила бы всех баб за 40 с мелкими собаченциями.

Ладно, если смотреть на вещи трезво, половина ситуации законно моя. Восприятие, настрой, выбор, суждения - это все мое, не спорю. В другое время я нашла бы гениально буддистский выход из конфликта и не вспомнила бы про него в следующую минуту. Но я попалась: поддалась на провокацию, разозлилась, прокололась. Это навело на мысль, что с утратой некоторых мудрых и воспитанных людей я оказалась под влиянием необразованного своего окружения, что пагубно сказывается на моем развитии.
А вторая часть все-таки за теткой.
У меня голова разрывается на части от бесконечных вопросов. Откуда берутся настолько беспросветные головы? Почему я раз за разом попадаю в неприятности именно из-за бабы, именно из-за бабы явно за 35, именно из-за бабы с особым характером: претенциозным, отвратительным, капризным? Что не так происходило и происходит с этими несчастными тетками, что они становятся именно такими? За что они так озлобленны на окружающих? Ведь только от них можно услышать в маршрутке шипящее "госссспаде", когда кто-нибудь задерживается на выходе. Только от них мы слышим: "Девушка! Молодой человек! Вы тут обосрались, подотрите за собой!". Только они возмущаются медленной работой кассирши. Только они орут: "В очередь!!!". Только они, несчастные, глаголят за порядок в этом мире хаоса и мошенников.
Как портят они мне настроение! И они везде, везде! На любой работе, в любой маршрутке, в любом вагоне метро, в любой очереди - повсюду.
Так каков же секрет их омерзительности? Остается только гадать. В глобальном смысле их секрет тот же, что и у остальных - недостаток или полное отсутствие образования, воспитания, самодисциплины, саморазвития. Никогда не станет мудрый человек разражаться по пустякам потоками огненной лавы, извергать свое раздражение на окружающих. Никакая ситуация не сделает из воспитанного человека тявкающую шавку. Никакая ситуация не оскорбит того, кто сам себя уважает.
Дефицит размышлений, дефицит настоящей культуры, дефицит высокой, древней философии порождает людей грязных, тупых, мелких.

20:08 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Вот что. Верите или нет, но я не вспомню сейчас ни одного мужчины, к которому первая воспылала бы симпатией. Ни одного, кого мне хотелось бы завоевать. Ни одного, кого захотелось бы добиваться.
Я их не вспомню, потому что избегаю. А все, кто когда-то были "мои", начиная с детского сада - все подходили сами. И я их благосклонно принимала, хотя по чести сказать, не испытывала никаких взаимностей. Даже первого серьезного своего мужчину я полюбила только спустя два года после начала отношений.
Я чурбанище. В 13 лет в художественном кружке один мальчик проявил ко мне дружеское внимание, которое я в своей ущербности попутала с флиртом. Почти год прострадала в безответной к нему любви, а бедняга и знать не знал, поскольку не собирался ничего со мной заводить. С тех пор программа "выбрать и очаровать" удалена из системы за ненужностью. Что толку влюбляться и выбирать цель охмурения, если нет гарантии, что цель будет захвачена? Одни страдания. Нафиг, нафиг.
Впрочем, то же и в других сферах. Я избегаю всех, кто "выше", "лучше", кто может оказаться желанным, ради кого придется постараться. Боюсь не соответствовать, разочаровать, попасть в черный список лузеров. Во второй раз никто уже слушать не будет ведь. Таким образом, успешные, талантливые, красивые и обаятельные люди автоматически вычеркиваются из моего внимания. Мне нельзя к ним подходить. Я не смогу расплатиться с ними. Они пожалеют о потраченном на меня времени. И я потеряю единственный шанс.
Вот такая зашкаливающая нелогичность. Бред бредом, а на уровне эмоций - беспроигрышная стратегия.
И безвыигрышная.

16:09 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Давно уже мучает вопрос, чем я так притягиваю весь этот ремесленно-пролетарский мир? Почему к одним девушкам липнут глянцевые мужчины на лексусах, а ко мне слесари, охранники, грузчики и конюхи? Уж лучше б вообще никто!
Да, я простая, как сапожник. Я рубаха-парень. Легко нахожу с мужчинами мужской язык и часто оказывалась в мужских компаниях в роли "свой парень". И когда это происходит, мужики буквально как собаки виляют хвостами. Непосредственность и равность в общении, понимание и вступление на их сторону делает с ними что-то невероятное - и далеко не всегда хорошее. Они теряют чувство рамок. Я становлюсь эдаким друганом с сисками.
Раскрутить велосипед? Переустановить винду? Починить диван? Сколотить террариум? Подседлать коня?
Да, это все я. Хотя впрочем и борщ с глажкой рубашек и минетиком - тоже я.
Подруга назвала меня набором суперсолдата. И по чесноку: это грустно. Я привыкла быть сильной и самостоятельной, полагаться только на собственные руки, собственную голову, быть себе и мамкой, и папкой, и женой, и мужем. Мужчины, к которым меня тянет, подозрительно похожи на... мою мать. И часто почему-то именно я в паре чувствовала себя мальчиком, терпящим эмоциональные срывы своего парня-девочки.
Со мной всегда живет установка: у тебя нет мужика, на которого можно положиться. У тебя нет отца, который будет тебя защищать и встречать поздно вечером. У тебя нет мужа, который разделит с тобой заботу о семье. Так что во всем полагайся только на себя. И в моем случае быть просто девочкой - непозволительная роскошь. Чтобы жить и выживать, нужно одной сочетать в себе функции мужчины и женщины.
Нормальному мужчине в мире такой женщины места нет.

13:10 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Сегодня в своем почтовом ящике я обнаружила конверт со своим адресом, вскрыв который, была повержена в шок, истерический хохот и бурю эмоций.


20:39 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Чего я хочу от жизни и почему не имею?

У меня опухла голова, потому что грандиозная и негабаритная Москва никак не хочет впихиваться в мои запросы. Интересные, приятные и образованные люди стремятся к центру. Они сидят по офисам, вращаются в андеграундных кругах, они живут городом. А природа, которую я люблю ничуть не меньше высокоразумных людей, стремится от центра. И чем ближе я приближаюсь к природе, тем в более унылое общество попадаю.
Итак, что же именно для меня означает уникальная культурная ценность Москвы? И что именно мне нужно, чтобы чувствовать близость к природе? Что именно я хочу делать, чтобы чувствовать себя полезной и успешной? Каких людей я хочу видеть в своем повседневном общении? Честные конкретные ответы дадут лучшее представление о том, куда двигать дальше.

Мне совершенно однозначно нравится думать, что вокруг будут люди, похожие на некоторых университетских преподавателей, на моих нынешних друзей и некоторых знакомых. Люди, которые соединяют в себе теорию и практику, не ударяясь в одну из крайностей. Такой была для меня Усенко, такой была Яковлева, Мишина. Таковы почти все мои друзья.
Мне точно нравится, что именно в мой город приезжают все зарубежные исполнители, и можно сходить на концерт. Даже в театре, при хорошей постановке, очень приятно побывать. Если в голову взбрело пойти куда-нибудь вечером, то всегда есть, куда. Органный концерт, Третьяковка, палеонтологический музей, ипподром или кино - все, что душе угодно.
Здесь гораздо богаче ассортимент покупок и услуг. Именно здесь можно найти вообще все.
Отсюда поезда отправляются на все стороны света.
А еще в Москве всегда есть работа.

Особо хочу отметить, как важны все-таки для меня люди и то, чем они сами занимаются.
Просто хороших людей много. Они были в большинстве всегда, где бы я ни оказывалась. Адекватные, отзывчивые, добронравные и дельные - их действительно много. Но как же скучно, я вам скажу! Не хватает исследовательской, авантюрной жилки, живости ума, смелости. Скучные вкусы, скучные интересы (работа, дом, дача, теща, деньги, машина, дети). Люди полностью поглощены действительностью, причем не лучшей ее частью. С ними хорошо - и скучно.
Что меня поистине пугает на пути к зоотехнии - это люди, менталитет "нос к земле". Практичные, грубоватые, деловые. Я буду неизбежно окружена ими, окружена атмосферой вне красоты, вне духовности, вне эмоций. Человек хочет и должен быть окружен красотой - тут я полностью согласна с древними философами.

Сейчас, когда открылся сезон поступления, и пора подавать документы, я поняла, что не решаюсь. Меня пугают трудности предстоящего быта, отягощенного учебой. Пугает то, что снова все начинается с самого нулевого нуля, и понадобятся годы упорного учения, практики и работы, чтобы стать чем-то значимым. Пугает, что менталитет животноводческого социума может оправдать мои опасения. Больше всего меня пугает, что я сдамся на середине, потому что иссякнет желание, убитое всеми этими факторами.
Но я задаю себе вопрос: чем все-таки заниматься, чтобы чувствовать себя на месте? Ответ напрашивается сам собой. Зоотехния. Это одна из немногих сфер, которые толстым пластом выстилают базу всего существования человека. Это выращивание животных с целью производства пищи и одежды. Это важно для каждого, независимо от социального статуса, достатка, образования. Особенное, благодатное чувство посещает меня при мысли, что косвенным образом я смогу принять участие в жизни каждого человека. Что не останется ни одной дырочки, ни одного пробела во всем обществе, которого бы не касалась моя работа. Едят все. Одеваются все. И я буду той, кто производит сырье для еды и одежды. Это чувство полезности. Я буду нужна и важна всегда, мне не придется зависеть от состояния одной отдельной целевой аудитории. И никто не сможет сказать, что я занимаюсь ерундой.
Наверное, мне по-прежнему слабо быть независимой в оценке важности своих увлечений. Мне нужна непоколебимая защита от всякого посягательства и обесценивания моего вектора.
А еще я до слез люблю животных. Свинюшек, лошадок, черепашек, птичек, овечек, коровок... Мне просто необходимо видеть их, заниматься ими. Я против содержания в неволе непродуктивных животных и, кстати. Мне претит сама идея привития животным декоративной роли. Но совершенно не имею ничего против выращивания, доения, стрижения и забоя сельскохозяйственных существ. Вот такой дуализм.
Поэтому зоотехния. Не доярка - потому что там не реализуется мыслительный потенциал. А зоотехник. Не директор предприятия - потому что там чрезмерно много ответственности и лишней, бумажно-административной возни. А зоотехник.

Есть еще одно темное пятно на пути к цели. Семья. Мне нравится думать, что в ближайшие 5-10 лет я буду вынуждена часто менять места жительства и работы, набивать себе стаж где-то на производстве, потом возвращаться в столицу и ездить в командировки. Но, если трезво взглянуть на вещи, такой образ жизни противоречит созданию семьи. Особенно потому, что я женщина. Я бы не хотела выйти замуж лишь бы выйти, родить ребенка лишь бы успеть, развестись через несколько лет из-за несочетаемости семейных обязанностей и работы, тянуть несчастное чадо в одиночку дальше. Этот паттерн повторяется вокруг слишком часто, в том числе он случился и в моей собственной семье. Я хочу мужа-друга, спутника, интересного и хорошего человека, я хочу, чтобы ребенок был сильный, ясный и живой умом. Я хочу, чтобы мы все были вместе не только за недостатком жилья, но духовно, жизненно.
Это выглядит настолько большой целью, что невольно задумываешься, что выбирать - профессию или семью. А многие настолько боятся брать ответственность, что не собираются заводить семью и вовсе.
Кто-то скажет: зачем ты нагружаешь себя такими идеальными образцами? Почему тебе не жить, как живется? Сегодня муж, завтра вы разведетесь, сегодня тебе хочется молодого и энергичного романтика, а завтра обязательно захочется зрелого и достаточного мужчину. Так зачем впрягаться в трудноосуществимые идеалы?
Может, вы и правы. Просто я люблю пить чашу сполна, а не покусошничать. Как получится, так и получится, это бесспорно. А стремиться остается только к хорошему.

00:21 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Как ответственный продавец зоомагазина и подруга владелицы собаки я принялась читать книгу "Как понять собаку". В сотый, в миллионный раз приходят одни и те же забывающиеся истины.
Первая. Мы эгоцентричны, и все наши проблемы отсюда. Мы по-человечески воспринимаем поведение животных, мы проецируем свои мысли на других людей. Мы недовольны, когда животные и другие люди не вписываются в нашу систему. Между тем, если хочешь преуспеть в общении с людьми и животными, нужно ПРИНИМАТЬ их, СЛУШАТЬ, УЧИТЬСЯ их языку. Величие человека в умении совершать эти вещи..
Вторая. Мы в ответе за тех, кого приручили. И в случае с животными это особенно важный пункт. У животных ответственность лежит на вожаке. Если вы не сумели выучить язык и на нем установить свое лидерство, то вы не хозяин своему питомцу, а просто безответственная эгоистичная скотина.
Третья истина. Подавляющее большинство покупателей зоомагазина - безответственные эгоцентричные владельцы. Они приобретают животное, приобретают самый лучший и дорогой корм, игрушки, правильные аксессуары - и на этом зиждется лидерство в их понимании. Брать на себя истинное лидерство над собакой, кошкой, лошадью и другими животными - это работа, ежедневный труд, требующий внимания, исполнительности,времени и много чего еще. Наши же люди приобретают животных, чтобы отдыхать и веселиться, они приобретают живую игрушку и ждут, что она будет соответствовать их системе (зря она что ли столько стоила?).
Я начинаю ненавидеть зоомагазин, зообизнес сильнее, чем когда либо. Мелкие собаченции, вызывающие столько умиления у профанов, неповинные в своей никчемности, каждый день напоминают мне об извращенном человеческом вкусе. Несчастные большие собаки, выведенные несколько веков назад с совершенно определенными задачами охранять участок,тянуть сани и добывать дичь на охоте, заперты теперь в квартирках, чтобы по полчаса в день быть выгулянными в засранном дворике, а остальное время тлеть, в одиночестве дожидаясь своего "хозяина" с работы, навевают только одну мысль: никогда не заводить животных. Насилие над их природой происходит гораздо сильнее, чем может покрыть какая угодно безграничная "любовь" хозяина квартиры. Вы можете купить собаку, привезти ее в свой дом, привязать к ее шее поводок и кормить из своих рук, умиляться и получать удовольствие, но помните: вы не лучше рабовладельца.
У человека исключительно много гордыни. Мы не снисходим до принятия чужих правил игры, если чувствуем себя главнее. Мы считаем, что животные и подчиненные люди сами должны изобретать способы, как подружиться с нами. Многим покажется унизительным подстраиваться под законы волчьей стаи, чтобы добиваться понимания со своей собакой. Нам это не нужно, у нас есть поводок, строгач. Нам неинтересно учиться вести себя с лошадью по-лошадиному, у нас есть трензель, хлыст, шпора и мартингал. Прочь гордыню, милые люди. Вы смешны.

20:54 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Простым профанским путем я вдруг натыкаюсь на гениальную идею Эриксона. И где были мои мозги в универе?
Если в двух словах, то вместо долгокопаний и выяснений он предлагает выявить и очертить неэффективный паттерн поведения. А затем, не вдаваясь в природу побуждающих мотивов и миллиона других факторов, предлагается просто напросто придумать и применить совершенно другое поведение в сходном контексте. Таким образом человек в привычной ситуации получит новый опыт, новую реакцию окружающих. И таким образом изменится его собственная реакция на "заедающую" ситуацию, сменится неэффективный паттерн, а через него сменятся и паттерны мышления.
Единственной сложностью остается самоконтроль. Применяя новое поведение в старой ситуации, сложно удержаться от автоматизма.
А какая гениальная идея "выключить" действие страха! Пианиста, который панически боялся выступить перед публикой, Эриксон заставил заняться выбором полотенца, на которое пианист будет падать на сцене в обморок. Поскольку критериев выбора полотенца у пианиста не было, решение о падании в обморок он принять не мог, и все, что ему оставалось - это играть. Страх продолжал быть, но ум пианиста был занят совсем другим вопросом.
Женщину, которая мучилась навязчивой привычкой выдергивать себе волосы, он заставил выдергивать по одному волоску и педантично накручивать каждый на спичку в виде идеальной спирали. Связал исполнение привычного (и нежелательного) действия с неудобным и ненужным делом - в итоге отменились оба.

19:00 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Обесценивание.
Так назвал это Дима, психолог в буржуйском тренинг-центре, где я стажировалась.
У нас с ним был разговор, потому что работа, на которую я нанималась, мне совсем не давалась. Он не торопил, никто не торопил, все ободряли, поддерживали, помогали, советовали. Все были за меня горой. А я злилась на себя и в итоге разревелась перед Димой. Надо отдать должное, он хороший специалист. Поговорил со мной. И сказал, что моя злоба на себя - это обесценивание, самопринижение.
Я хожу с вывернутой наизнанку душой.
В мире конного спорта недуг обесценивания оказался особой проблемой. Контингент конного мира крайне специфический. Негласная иерархия, негласное "ты мне, я тебе", грубейшая простота нравов и главное - каждый всегда уверен, что он состоявшийся профессионал. Даже последний конюх. Все, кто по-настоящему умеет обращаться с лошадьми, работают с ними с детства. Я встретила в своей жизни пока что единственного человека, который пришел в конный мир впервые в зрелом возрасте и состоялся - это Лена. Остальные, если были в стороне раньше, так и остаются на обочине. В том числе я сама.
И вот, когда я со своей обочины прихожу на конюшню со своим обесцениванием, когда последний конюх компетентнее, чем я со своим дипломом наездника, вот тогда и наступает кризис. Я открыто признаю и предупреждаю: я не умею. И негласно я ставлю себя на самую нижнюю ступень всеобщей коневодческой иерархии.
Проблема в том, что я все-таки кое-что умею, но (как обычно) заявив об этом, почему-то сразу теряю половину навыка. Все из рук валится, а голова пустая, взгляд даже тупеет. В итоге мои слова не соответствуют делу, я приобретаю статус заносчивой дуры. Это и есть самое страшное. Потому что во всем мире, а особенно в конном, 90% дел делаются только при хороших отношениях с коллективом.
Привычка всегда ставить себя на последнее место, превозносить других и профилактически самообесцениваться (чтобы не создавать ожиданий, не разочаровывать) - ужасная привычка. Как бы мне хотелось избавиться от нее. Я боюсь не соответствовать ожиданиям людей, боюсь навлечь на себя гнев, обвинения, насмешку. Боюсь, что у меня отнимут дело и скажут: иди-ка ты отсюда, криворукий кривожоп!
Не умеешь - не берись.
Это лозунг, который манифестировала мне в детстве мать (ох, я опять нахожу ее "ошибки"! будет ли этому конец?). Если мне давали попробовать что-то сделать, и у меня не получалось, то я вызывала раздражение, получала оскорбления.
Как избавиться от этих навязчивых паттернов? Их, кажется, миллион. И все они препятствуют самореализации. Застенчивость, уступчивость, скованность... Меня сегодня на конюшне, кажется, обозвали сиротой. Потому что я стояла в сторонке, чтобы не мешаться, и ждала, когда запрягут лошадей. А может и не меня. Но подходит. Я совершенно не умею быть полезной и в тему. Это действительно создает трудности для ВСЕГО. А полезной быть не умею, потому что не думаю об актуальной потребности человека - потому что думаю в этот миг о том, не вызову ли я чем гнева и на этот раз.
В младшей школе мы играли в семью зверей. У нас была "мама" - девочка Аня, которая 100% соответствовала этой роли и искренне принимала ее всегда. У нас был "папа", редко, правда, он такой появлялся. У нас были "старшие сестренки" - средний контингент. А за последнее место велась нешуточная конкуренция - за место "самого-самого-самого маленького, глупенького, озорного, самого младшенького".
Не бейте меня, я - дурак. Примерно так можно выразить посыл этой роли. Свобода действий при полной безнаказанности (он же еще маленький, он же еще глупенький, ему все можно).
Как несложно догадаться, я была среди кандидатов на роль дурачка - и часто выигрывала ее себе. Да так увлеклась, что до сих пор хожу будто бы с табличкой на лбу: "Не бейте меня, я - шут".

07:41 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Вдруг я снова кое-что о себе поняла.

"Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкреп ление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенно стями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение. При таком обще нии партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала. С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата. Ну, действительно, какой, каза лось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присут ствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3–4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же.И мало того, что темы разгово ров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предска зать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмыс ленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногдаи случается, но редко — гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удо вольствие. Мало того, чем больше “отягчающих” обстоятельств — чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, — тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно? Описанное общение — типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т.д., повы шение самооценки и самоуважения» (с.174). Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не за трагивает важнейших проблем и интересов человека."

Я один из тех немногих задротов, кого любое ритуальное общение вводит в ступор и раздражение. Я вообще не умею ритуально общаться. Забавно, как уверен автор в том, что люди получают от ритуального общения удовол ствие. Не все!
Вот и ответ, почему праздники ушли из моей жизни. Я просто не способна заниматься всей этой традиционной праздничной херней: базарить для базара, пить, чтобы расслабиться. Вот оно, ритуальное общение. Вот он, кошмар. Фантазии организовать интересный, насыщенный новыми впечатлениями праздник не хватает. Да и считается ли праздником вообще, если пойти понырят с аквалангом, съездить на экскурсию в заповедник, посетить музей? Нет! Если после мероприятия мы разойдемся, это не праздник. Точка. Для праздн ка нам нужно только одно: кафе. Сидеть, есть и говорить. Если после мероприятия мы гурьбой засядем в кафе, вот тогда это останется в памяти как праздник. Вот он, неизменный атрибут.
Многие присовокупят сюда алкоголь. Его пьют не потому, что он вкусный, за редкими исключениями. Его пьют по двум причинам: чтобы расслабить психологические ремни на пузе и чтобы было весело. Оба пункта предполагают, что без алкоголя это почти недостижимо. Я знаю людей, которые пьют, потому что им скучно. А другие - потому что нервничают. Согласитесь, не самые красивые мотивы? Употреблять вещество, чтобы достичь иного состояния психики, потому что самостоятельно его не достичь: не расслабиться, не развлечься.
Вот печальная правда о том, что такое праздник и почему их не стало в моей жизни. Если верить автору, у этой потерянной части социальной жизни есть важные функции! И с праздником естественно ушли они тоже.

Следы психики

главная