Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:51 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
И снова вдохновляющая работа в зоомагазине. Предыдущая смена принесла мне одно интересное наблюдение-напоминание.
Дело вот в чем. При входе у нас стоят прозрачные боксы, в которых содержатся животные на продажу. Сверху сидят птички, под ними ряд хомяков, крыс и свинок, а в самом низу - самые динамичные наши маркетинговые уловки - собачки.
Два месяца я каждую смену слышала детские крики, исходящие от боксов: "мама, давай купим собаку!". И только в прошлую смену эти слова проникли за стену ненависти и достигли моего слуха.
Я люблю иногда воображать каково это - быть вон тем человеком, или вон этим. Представляю его мысли, что он видит, слышит, представляю его ощущения. И вот я стояла в тот день у корзины с уценкой, маялась в безделии и слушала детей. Зашла мама с ребенком, и он крикнул: "Мама, давай купим собаку!!!".
В воображении я перенеслась на уровень этого ребенка, и маленькое озарение посетило меня.
Игра. Весь мир воспринимается детьми как игра. Они играют, когда сидят с мамой в автобусе. Они играют, когда идут по кафельному полу торгового центра. Они играют, когда едят, когда моются, когда одеваются и даже когда засыпают. Они придумывают игры на ходу, и эти игры по большей части незаметно для нас происходят в их воображении. По крайней мере, так было со мной. И вдруг я увидела зоомагазин глазами играющего ребенка. Сколько классных непонятных штуковин висит на крючках! Сколько суперских игрушек лежит в корзинах! Сколько всего можно с этим придумать! Сколько применений можно найти собачьей шлейке или мячу с отверстием для лакомств! И обожесколько можно всего ДЕЛАТЬ С СОБАКОЙ!!!
Мир воспринимается как огромная корзина с игрушками. Мир - источник будоражащих фантазию неизведанных предметов, сулящих столь же будоражащие и неизведанные ПРОЦЕССЫ.
Я думаю, именно благодаря ориентированности на процессы у детей так много энергии и такая завидная вовлеченность. Умение удивляться, которое мы начинаем ценить, когда мир перестает быть для нас черным ящиком, тоже важно. Но никакое удивление и никакое чудо этого мира не пробуждает в нас деятельную энергию, которую мы в таком количестве наблюдаем у детей.
Возраст меняет наш статус, наш вид, наши мысли и наши игры. Но каждый должен продолжать играть во что-нибудь. Я встречала много людей, которые, кажется, совсем перестали играть. Они производят впечатление старых с рождения людей, как сухие, пустые внутри деревья. Это страшно, когда человек запрещает себе вовлекаться в процесс ради процесса (мол, я же взрослый человек!). Игра ради результата - в такую игру играют взрослые люди, сказали нам в университете. А потом мы начинаем удивляться недостаточной мотивации. На мой взгляд, результат - это не более чем искры, вылетающие из огня процессуальной игры. Да, мы смотрим на результат гораздо больше, чем дети. Но если обратиться к биографиям великих людей, придумывающих и создающих великие вещи, то можно увидеть глубокую внутреннюю заинтересованность именно в процессе творчества. Эти люди никогда не останавливались, только смерть их останавливает. Они не садятся в кресло-качалку с трубкой и не кивают: да, я изобрел! теперь я могу расслабиться! Их гонит вперед неутолимая жажда процесса. И поскольку вся наша жизнь - это один большой процесс, относиться к ней тоже следовало бы соответственно.

13:50 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Эриксон. Часть 2.

читать дальше

На этом хорошая книга как-то внезапно закончилась, но я надеюсь пойти дальше и найти еще что-нибудь столь же конструктивное.

11:20 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Книга о работе Эриксона по-прежнему гениальна, и я не нахожу ничего лучше, чем просто цитировать. Часть 1.

читать дальше

01:21 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
За что тебя наказывали?
В каждой семье была своя система, за что можно схлопотать, а что прокатит. Об этом особенно интересно вспомнить. Много нового о себе можно узнать.
Меня точно наказывали за неумение, за плохое выполнение дела. Особенно за двойки, тройки и четверки в школе. Еще за неумение вести себя тихо. За опоздания домой вечером. За испорченные вещи - разбитые вазы, пролитые на ковер краски, испачканные полотенца. За правду. Ну то есть когда сначала мама выуживала клещами эту правду, выяснялось, что я поступила неправильно, и следовало возмездие. В конечном итоге это было наказание именно за честность, которой я не балую ее и теперь. Еще наказывали за непослушание: не помыла полы, не сделала уроки, не иду спать, не помыла посуду, не погладила белье. Неделание этих важных дел имело основательную почву. Во-первых, у меня были куда более интересные дела, а во-вторых, за исполнение приказов я не получала даже доброго слова. В итоге получалось, что наказывали меня за то, чем я увлекалась. Наказывали за отпор. Не вытерпела ора на себя, наорала в ответ - наказана.
По большому счету получается, что подозревать детей в дурных намерениях - несусветная дурь. Злые намерения появляются только в ответ на полученную злобу и никак иначе.

00:04 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
И вот, кстати, еще что.
С самых ранних лет и до сих пор я не понимаю, как люди могут жить, не задаваясь вопросами. Как рьяно люди оберегают покой своего ума!
Где на нашем пути засел убийца любознательности? Где пытливость детского ума сходит на нет? Где тот комбинат, который делает из маленьких людей больших зомби?
Кошмар, просто кошмар. На свете миллиарды людей, которые почти ничего не пытаются узнать. Людей, которые ничего не пытаются понять. Людей, которые не ищут ответы. Я понимаю, что это самый безопасный способ бытия. Но неужели правда так можно жить? Зачем?

20:28 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Я не ветврач, и к отделу ветеринарных препаратов в нашем магазине не имею никакого отношения. Однако очень часто случаются моменты, когда ветконсультанта нет на работе, а администратор слишком занята другими важными делами, и тогда накапливающихся в ветотделе покупателей приходится с горем пополам обслуживать мне. Все, на что я способна - это подать названное лекарство и слегка проконсультировать по глистогонным препаратам и обработке от клещей.
Так вот пришла тут одна дама с йорком. Подайте ей глистогонное. Я говорю: возьмите это, хорошее. Она засомневалась, начала просить инструкции к каждому препарату. Спокойно выдаю, это нормально. Дама долго изучала упаковки, долго вымучивала из меня, чем одно от другого отличается. Ну разговаривали мы с ней вроде бы по-человечески, по крайней мере, безо всякой агрессии. И тут она увидела на витрине препарат, которого не оказалось по факту в наличии.
"Ну вот он у вас на витрине лежит" - говорит она мне.
"Извините, но мы не отпускаем товар с витрины, таковы правила" - отвечаю я ей.
"Ну вот же он лежит!" - тыкает она пальцем в стекло.
"С витрины дать не могу" - снова отвечаю я.
"На витрине лежит, а в наличии нет?!" - делает она круглые глаза, - "Нет в наличии, и вы не убрали упаковку?!??!?!?"
"Если бы я работала в этом отделе, то убрала бы" - не выдержала я.
Дама с йорком блеснула мне в глаза испепеляющим, презирающим, уничтожающим взором и молча удалилась, демонстративно не взяв ни одной таблетки.

Я молча вспомнила все матерные прозвища, которые когда-либо слышала. Эта старая пизда со своей шавкой была на волосок от смерти, как мне кажется. Своим "царственным", "учительским" взглядом она явно хотела сказать что-нибудь вроде: "Да какое ты имеешь право обманывать меня?! Да кто ты такая, сраная ты продавщица?! Да как ты смеешь мне перечить? Что за беспредел творится в этом паршивом магазишке? Вы осквернили мою аристократическую особу своим хаосом! Я - покупательница, царица Клеопатра! Ты мне ноги должна лизать! Для вас, продавцов, покупатель должен быть богом!!! А ты! Ты!!!".
Как-то так я ее поняла.
Для начала, я бы удавила эту конкретную тетку. А потом пошла бы за бензопилой и расчленила бы всех баб за 40 с мелкими собаченциями.

Ладно, если смотреть на вещи трезво, половина ситуации законно моя. Восприятие, настрой, выбор, суждения - это все мое, не спорю. В другое время я нашла бы гениально буддистский выход из конфликта и не вспомнила бы про него в следующую минуту. Но я попалась: поддалась на провокацию, разозлилась, прокололась. Это навело на мысль, что с утратой некоторых мудрых и воспитанных людей я оказалась под влиянием необразованного своего окружения, что пагубно сказывается на моем развитии.
А вторая часть все-таки за теткой.
У меня голова разрывается на части от бесконечных вопросов. Откуда берутся настолько беспросветные головы? Почему я раз за разом попадаю в неприятности именно из-за бабы, именно из-за бабы явно за 35, именно из-за бабы с особым характером: претенциозным, отвратительным, капризным? Что не так происходило и происходит с этими несчастными тетками, что они становятся именно такими? За что они так озлобленны на окружающих? Ведь только от них можно услышать в маршрутке шипящее "госссспаде", когда кто-нибудь задерживается на выходе. Только от них мы слышим: "Девушка! Молодой человек! Вы тут обосрались, подотрите за собой!". Только они возмущаются медленной работой кассирши. Только они орут: "В очередь!!!". Только они, несчастные, глаголят за порядок в этом мире хаоса и мошенников.
Как портят они мне настроение! И они везде, везде! На любой работе, в любой маршрутке, в любом вагоне метро, в любой очереди - повсюду.
Так каков же секрет их омерзительности? Остается только гадать. В глобальном смысле их секрет тот же, что и у остальных - недостаток или полное отсутствие образования, воспитания, самодисциплины, саморазвития. Никогда не станет мудрый человек разражаться по пустякам потоками огненной лавы, извергать свое раздражение на окружающих. Никакая ситуация не сделает из воспитанного человека тявкающую шавку. Никакая ситуация не оскорбит того, кто сам себя уважает.
Дефицит размышлений, дефицит настоящей культуры, дефицит высокой, древней философии порождает людей грязных, тупых, мелких.

20:08 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Вот что. Верите или нет, но я не вспомню сейчас ни одного мужчины, к которому первая воспылала бы симпатией. Ни одного, кого мне хотелось бы завоевать. Ни одного, кого захотелось бы добиваться.
Я их не вспомню, потому что избегаю. А все, кто когда-то были "мои", начиная с детского сада - все подходили сами. И я их благосклонно принимала, хотя по чести сказать, не испытывала никаких взаимностей. Даже первого серьезного своего мужчину я полюбила только спустя два года после начала отношений.
Я чурбанище. В 13 лет в художественном кружке один мальчик проявил ко мне дружеское внимание, которое я в своей ущербности попутала с флиртом. Почти год прострадала в безответной к нему любви, а бедняга и знать не знал, поскольку не собирался ничего со мной заводить. С тех пор программа "выбрать и очаровать" удалена из системы за ненужностью. Что толку влюбляться и выбирать цель охмурения, если нет гарантии, что цель будет захвачена? Одни страдания. Нафиг, нафиг.
Впрочем, то же и в других сферах. Я избегаю всех, кто "выше", "лучше", кто может оказаться желанным, ради кого придется постараться. Боюсь не соответствовать, разочаровать, попасть в черный список лузеров. Во второй раз никто уже слушать не будет ведь. Таким образом, успешные, талантливые, красивые и обаятельные люди автоматически вычеркиваются из моего внимания. Мне нельзя к ним подходить. Я не смогу расплатиться с ними. Они пожалеют о потраченном на меня времени. И я потеряю единственный шанс.
Вот такая зашкаливающая нелогичность. Бред бредом, а на уровне эмоций - беспроигрышная стратегия.
И безвыигрышная.

16:09 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Давно уже мучает вопрос, чем я так притягиваю весь этот ремесленно-пролетарский мир? Почему к одним девушкам липнут глянцевые мужчины на лексусах, а ко мне слесари, охранники, грузчики и конюхи? Уж лучше б вообще никто!
Да, я простая, как сапожник. Я рубаха-парень. Легко нахожу с мужчинами мужской язык и часто оказывалась в мужских компаниях в роли "свой парень". И когда это происходит, мужики буквально как собаки виляют хвостами. Непосредственность и равность в общении, понимание и вступление на их сторону делает с ними что-то невероятное - и далеко не всегда хорошее. Они теряют чувство рамок. Я становлюсь эдаким друганом с сисками.
Раскрутить велосипед? Переустановить винду? Починить диван? Сколотить террариум? Подседлать коня?
Да, это все я. Хотя впрочем и борщ с глажкой рубашек и минетиком - тоже я.
Подруга назвала меня набором суперсолдата. И по чесноку: это грустно. Я привыкла быть сильной и самостоятельной, полагаться только на собственные руки, собственную голову, быть себе и мамкой, и папкой, и женой, и мужем. Мужчины, к которым меня тянет, подозрительно похожи на... мою мать. И часто почему-то именно я в паре чувствовала себя мальчиком, терпящим эмоциональные срывы своего парня-девочки.
Со мной всегда живет установка: у тебя нет мужика, на которого можно положиться. У тебя нет отца, который будет тебя защищать и встречать поздно вечером. У тебя нет мужа, который разделит с тобой заботу о семье. Так что во всем полагайся только на себя. И в моем случае быть просто девочкой - непозволительная роскошь. Чтобы жить и выживать, нужно одной сочетать в себе функции мужчины и женщины.
Нормальному мужчине в мире такой женщины места нет.

15:43 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
А, кстати, сюда же хочется приложить более старый "сюрприз". Этот пришел в букете цветов с курьером.


13:10 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Сегодня в своем почтовом ящике я обнаружила конверт со своим адресом, вскрыв который, была повержена в шок, истерический хохот и бурю эмоций.


20:39 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Чего я хочу от жизни и почему не имею?

У меня опухла голова, потому что грандиозная и негабаритная Москва никак не хочет впихиваться в мои запросы. Интересные, приятные и образованные люди стремятся к центру. Они сидят по офисам, вращаются в андеграундных кругах, они живут городом. А природа, которую я люблю ничуть не меньше высокоразумных людей, стремится от центра. И чем ближе я приближаюсь к природе, тем в более унылое общество попадаю.
Итак, что же именно для меня означает уникальная культурная ценность Москвы? И что именно мне нужно, чтобы чувствовать близость к природе? Что именно я хочу делать, чтобы чувствовать себя полезной и успешной? Каких людей я хочу видеть в своем повседневном общении? Честные конкретные ответы дадут лучшее представление о том, куда двигать дальше.

Мне совершенно однозначно нравится думать, что вокруг будут люди, похожие на некоторых университетских преподавателей, на моих нынешних друзей и некоторых знакомых. Люди, которые соединяют в себе теорию и практику, не ударяясь в одну из крайностей. Такой была для меня Усенко, такой была Яковлева, Мишина. Таковы почти все мои друзья.
Мне точно нравится, что именно в мой город приезжают все зарубежные исполнители, и можно сходить на концерт. Даже в театре, при хорошей постановке, очень приятно побывать. Если в голову взбрело пойти куда-нибудь вечером, то всегда есть, куда. Органный концерт, Третьяковка, палеонтологический музей, ипподром или кино - все, что душе угодно.
Здесь гораздо богаче ассортимент покупок и услуг. Именно здесь можно найти вообще все.
Отсюда поезда отправляются на все стороны света.
А еще в Москве всегда есть работа.

Особо хочу отметить, как важны все-таки для меня люди и то, чем они сами занимаются.
Просто хороших людей много. Они были в большинстве всегда, где бы я ни оказывалась. Адекватные, отзывчивые, добронравные и дельные - их действительно много. Но как же скучно, я вам скажу! Не хватает исследовательской, авантюрной жилки, живости ума, смелости. Скучные вкусы, скучные интересы (работа, дом, дача, теща, деньги, машина, дети). Люди полностью поглощены действительностью, причем не лучшей ее частью. С ними хорошо - и скучно.
Что меня поистине пугает на пути к зоотехнии - это люди, менталитет "нос к земле". Практичные, грубоватые, деловые. Я буду неизбежно окружена ими, окружена атмосферой вне красоты, вне духовности, вне эмоций. Человек хочет и должен быть окружен красотой - тут я полностью согласна с древними философами.

Сейчас, когда открылся сезон поступления, и пора подавать документы, я поняла, что не решаюсь. Меня пугают трудности предстоящего быта, отягощенного учебой. Пугает то, что снова все начинается с самого нулевого нуля, и понадобятся годы упорного учения, практики и работы, чтобы стать чем-то значимым. Пугает, что менталитет животноводческого социума может оправдать мои опасения. Больше всего меня пугает, что я сдамся на середине, потому что иссякнет желание, убитое всеми этими факторами.
Но я задаю себе вопрос: чем все-таки заниматься, чтобы чувствовать себя на месте? Ответ напрашивается сам собой. Зоотехния. Это одна из немногих сфер, которые толстым пластом выстилают базу всего существования человека. Это выращивание животных с целью производства пищи и одежды. Это важно для каждого, независимо от социального статуса, достатка, образования. Особенное, благодатное чувство посещает меня при мысли, что косвенным образом я смогу принять участие в жизни каждого человека. Что не останется ни одной дырочки, ни одного пробела во всем обществе, которого бы не касалась моя работа. Едят все. Одеваются все. И я буду той, кто производит сырье для еды и одежды. Это чувство полезности. Я буду нужна и важна всегда, мне не придется зависеть от состояния одной отдельной целевой аудитории. И никто не сможет сказать, что я занимаюсь ерундой.
Наверное, мне по-прежнему слабо быть независимой в оценке важности своих увлечений. Мне нужна непоколебимая защита от всякого посягательства и обесценивания моего вектора.
А еще я до слез люблю животных. Свинюшек, лошадок, черепашек, птичек, овечек, коровок... Мне просто необходимо видеть их, заниматься ими. Я против содержания в неволе непродуктивных животных и, кстати. Мне претит сама идея привития животным декоративной роли. Но совершенно не имею ничего против выращивания, доения, стрижения и забоя сельскохозяйственных существ. Вот такой дуализм.
Поэтому зоотехния. Не доярка - потому что там не реализуется мыслительный потенциал. А зоотехник. Не директор предприятия - потому что там чрезмерно много ответственности и лишней, бумажно-административной возни. А зоотехник.

Есть еще одно темное пятно на пути к цели. Семья. Мне нравится думать, что в ближайшие 5-10 лет я буду вынуждена часто менять места жительства и работы, набивать себе стаж где-то на производстве, потом возвращаться в столицу и ездить в командировки. Но, если трезво взглянуть на вещи, такой образ жизни противоречит созданию семьи. Особенно потому, что я женщина. Я бы не хотела выйти замуж лишь бы выйти, родить ребенка лишь бы успеть, развестись через несколько лет из-за несочетаемости семейных обязанностей и работы, тянуть несчастное чадо в одиночку дальше. Этот паттерн повторяется вокруг слишком часто, в том числе он случился и в моей собственной семье. Я хочу мужа-друга, спутника, интересного и хорошего человека, я хочу, чтобы ребенок был сильный, ясный и живой умом. Я хочу, чтобы мы все были вместе не только за недостатком жилья, но духовно, жизненно.
Это выглядит настолько большой целью, что невольно задумываешься, что выбирать - профессию или семью. А многие настолько боятся брать ответственность, что не собираются заводить семью и вовсе.
Кто-то скажет: зачем ты нагружаешь себя такими идеальными образцами? Почему тебе не жить, как живется? Сегодня муж, завтра вы разведетесь, сегодня тебе хочется молодого и энергичного романтика, а завтра обязательно захочется зрелого и достаточного мужчину. Так зачем впрягаться в трудноосуществимые идеалы?
Может, вы и правы. Просто я люблю пить чашу сполна, а не покусошничать. Как получится, так и получится, это бесспорно. А стремиться остается только к хорошему.

00:21 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Как ответственный продавец зоомагазина и подруга владелицы собаки я принялась читать книгу "Как понять собаку". В сотый, в миллионный раз приходят одни и те же забывающиеся истины.
Первая. Мы эгоцентричны, и все наши проблемы отсюда. Мы по-человечески воспринимаем поведение животных, мы проецируем свои мысли на других людей. Мы недовольны, когда животные и другие люди не вписываются в нашу систему. Между тем, если хочешь преуспеть в общении с людьми и животными, нужно ПРИНИМАТЬ их, СЛУШАТЬ, УЧИТЬСЯ их языку. Величие человека в умении совершать эти вещи..
Вторая. Мы в ответе за тех, кого приручили. И в случае с животными это особенно важный пункт. У животных ответственность лежит на вожаке. Если вы не сумели выучить язык и на нем установить свое лидерство, то вы не хозяин своему питомцу, а просто безответственная эгоистичная скотина.
Третья истина. Подавляющее большинство покупателей зоомагазина - безответственные эгоцентричные владельцы. Они приобретают животное, приобретают самый лучший и дорогой корм, игрушки, правильные аксессуары - и на этом зиждется лидерство в их понимании. Брать на себя истинное лидерство над собакой, кошкой, лошадью и другими животными - это работа, ежедневный труд, требующий внимания, исполнительности,времени и много чего еще. Наши же люди приобретают животных, чтобы отдыхать и веселиться, они приобретают живую игрушку и ждут, что она будет соответствовать их системе (зря она что ли столько стоила?).
Я начинаю ненавидеть зоомагазин, зообизнес сильнее, чем когда либо. Мелкие собаченции, вызывающие столько умиления у профанов, неповинные в своей никчемности, каждый день напоминают мне об извращенном человеческом вкусе. Несчастные большие собаки, выведенные несколько веков назад с совершенно определенными задачами охранять участок,тянуть сани и добывать дичь на охоте, заперты теперь в квартирках, чтобы по полчаса в день быть выгулянными в засранном дворике, а остальное время тлеть, в одиночестве дожидаясь своего "хозяина" с работы, навевают только одну мысль: никогда не заводить животных. Насилие над их природой происходит гораздо сильнее, чем может покрыть какая угодно безграничная "любовь" хозяина квартиры. Вы можете купить собаку, привезти ее в свой дом, привязать к ее шее поводок и кормить из своих рук, умиляться и получать удовольствие, но помните: вы не лучше рабовладельца.
У человека исключительно много гордыни. Мы не снисходим до принятия чужих правил игры, если чувствуем себя главнее. Мы считаем, что животные и подчиненные люди сами должны изобретать способы, как подружиться с нами. Многим покажется унизительным подстраиваться под законы волчьей стаи, чтобы добиваться понимания со своей собакой. Нам это не нужно, у нас есть поводок, строгач. Нам неинтересно учиться вести себя с лошадью по-лошадиному, у нас есть трензель, хлыст, шпора и мартингал. Прочь гордыню, милые люди. Вы смешны.

10:24 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Есть такая книжка "Умение желать". Половину я уже прочитала, и пока что все тезисы полностью совпадали с моим мнением.
На самом деле в системе "хочу - но" часто слишком много абстракций. Часто слишком много стереотипов и предубеждений. Часто слишком много лжи.
Каких именно ощущений и чувств мы ищем? Этот вопрос звучит совсем не так, как привычное "чего я хочу?".
Потом в силу вступает "но". Оно состоит из кучи предрассудков типа "только богачи могут себе это позволить", "я слишком некрасива для этого", "слишком поздно, мне уже не 18 лет" и т.д. Все эти черти плотно обступают наше маленькое желание и вонзают в него свои трезубцы.
Но даже если нам удается отстоять (какая наглость!) свое желание у чертей, что происходит дальше? Мы хватаем его, бежим и на лету попадаем в сети болезненного индивидуализма.
Этот монстр наиболее коварный. Болезненный индивидуализм диктует: ты всего должен добиться самостоятельно. Позорно принимать чью-то помощь, позорно просить, это будет уже не твой результат, не твое достижение, ты повиснешь в долгах. Ты должен сделать сам от и до.
Болезненный индивидуализм недооценен в своей опасности. Он не просто кидает нас в поле в одиночку сражаться с полчищем чертей. Он воспитывает в нас немоту, неспособность пользоваться социальной средой. Даже когда мы осознаем, что пора звать на помощь, мы не можем: рот заклеен. Повезет, если кто-то близкий сам догадается по вашим жестам и придет на подмогу. А если нам не удастся добиться поддержки от людей, мы так и умрем, не пикнув.
У болезненного индивидуализма свои корни. Доверие к людям сильно упало, надеяться на других теперь смешно и постыдно. К тому же система денег и общественного устройства обезличила социальные отношения, сделала дружескую поддержку ненужной. Разделила работу и личную жизнь, убрала значение личных связей из критериев успеха. Система, подстроенная под инвалидов, сирот и вдов, установила правила, по которым даже совсем одинокий человек сможет продолжать существование. И одинокими стали почти все.
А ощущение, что наверху рука руку моет, осталось. Наверху - цепь связей, паутина, сплетенная из родственных отношений, негласных договоренностей. Не могу сказать, что я в восторге от порядков на вершинах социальной пирамиды. Как был человек человеку волк, так и остался. А все-таки сама идея достигать целей с помощью социальных связей, очевидно, работает.
Прочь гордыню.
Бабушка наставляла меня: будь независимой. У тебя должна быть собственная работа, собственный заработок, собственные друзья. Тебе не нужен муж, чтобы был достаток. Ты сама себе во всем достаток.
В то время, когда она это манифестировала, я была еще слишком мала и знала слишком мало, чтобы воспринять ее слова адекватно. Независимость, которую подразумевала бабушка, совсем не та, которую представила себе я. В ее дни муж заставлял сидеть дома, выращивать детей и ставил в полную зависимость от себя самого. Для меня же это прозвучало так: тебе никто не нужен. Вообще никто нигде и никогда. Ты сама себе муж, жена, мать и отец. Ты сама себе начальник, друг, хозяин и семья.
Сказка о Мюнхгаузене, который вытащил себя самого и коня из болота за собственные волосы, смешит нас. А сами себя почему-то не смешим. Сами себя тянем, ругаем и корим, что не вытягиваемся.
Не нужно возводить самодостаточность в принцип. Прочь гордыню.
Знаете, что теперь самое обидное? Я совершенно не умею разговаривать, договариваться. Даже просто дружить. Я социальный лох. Это обесценивает любое мое достижение, поскольку главный признак - признание - отсутствует. Стань я хоть доктором наук, все это будет фигня, если не будет людей, которым я как доктор наук буду полезна, интересна и выгодна.

10:36 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
С наступлением лета все чаще в метро приходит размышление на тему внешнего вида. Особенно любопытны в этом плане зрелые женщины.
Нынешняя мода раскрепостила всех. Условно говоря, сегодня вы можете действительно надеть что угодно, если вам это нравится.
Как стали одеваться эти зрелые женщины? В детские цвета. Это модные сейчас цвета: вырвиглаз розовый, оранжевый, желтый - любой ядрён-матрён. И они надевают ядовитые маечки, кладут кислотный шеллак на ногти, в цвет маечки носят токсичных цветов балетки. Это я говорю о женщинах, которым точно за 30.
Наблюдаю за ними и думается: дорвались. Просто дорвались. Маникюр, педикюр, стрижка, макияж, сумки, смартфоны, ворох побрякушек, розовые цвета. Всё яркое, все кричащее, заявляющее о себе. В одновременном сочетании выглядит очень неоднозначно.
С современных позиций мы не должны видеть в этом ничего предосудительного. Лозунг современности как будто и впрямь запрещает осуждать индивидуальные вкусы, какими бы ужасными они нам ни казались. Мужчины и женщины сильно поменялись за последние десятилетия. И если у мужчин еще остались какие-то консервативные понятия о должном внешнем виде, то у женщин - совершенно нет.
Женщины 30+ это последние пионеры, чья молодость пришлась на дефицитные времена. Без раздумий теперь, имея деньги, они покупают и надевают, надевают, надевают.
Лично я нахожу это печальным. Я настоящий ретроград. Когда все идут в одну сторону, я смотрю в другую, когда все стремятся влиться в современное и футуристичное мышление, я вспоминаю прошлое. Так вот и со внешним видом. Не верю, что внешний вид теперь не повод судить о человеке. Одежда социальна едва ли не со времен своего появления, и продолжает быть социальным явлением. То, что человек надевает - это то, что он вольно и невольно сообщает нам. И что тогда мы можем прочесть в облике упомянутой женщины?
Сознательно она выбирает все лучшее, что может найти и себе позволить. Она знает, что сегодня нельзя быть неухоженной, и поэтому с достоинством делает в салоне ногти, стрижку, кладет на лицо макияж, а тело делает безволосым и загорелым. Выходя из дома с ногтями-френч со стразиками и модельной прической-одуванчиком она чувствует себя превосходно, потому что ухоженно. Наверное, где-то внутри она чувствует небольшую тяжесть от этой красоты, как если бы она надела золотое ожерелье Нефертити или королевскую мантию из горностая. Но это почти незаметное ощущение. Оно подавляется чувством собственной чистоты, дороговизны и достоинства. Если при этом сумочка или маечка тон в тон совпадают с туфлями, то женщина по праву абсолютно уверена в себе.
В погоне за идеальным внешним видом, который подразумевает чистоту, ухоженность и красоту, они забыли, что такое гармония.
Я считаю популярные "атрибуты денег и цивилизованности" излишеством. И если девчонка еще может позволить себе играться и пробовать, взрослая женщина не должна терять голову и предаваться бурным экспериментам. Это свидетельствует о ней как о недозрелой, когда в свои 35-50 она мыслит как абсолютно 20-летняя. Можете сколько угодно кидаться тапками. Пусть я звучу как закостенелый болван, как ископаемое, но я убеждена в том, что говорю.
"Средний" слой населения, по-видимому, всегда стремился и будет стремиться выйти на один уровень со "старшим", "аристократическим". "Аристократический", в свою очередь, всегда уходит в сторону, потому как одним из условий его существования является яркое отличие от "черни" и "плебейства". Пусть сегодня рассказывают о европейских "баронах", которые родились в семье плотника, построили собственный международный бизнес, имеют три дома, десять заводов и счет в банке, которые при этом носят джинсы, ездят на простой машине и едят в обычных забегаловках. Ими вроде как сегодня принято восхищаться за свободное от мании величия мышление. В нашем государстве продолжают жить корона, двор, лакеи, мещанство и крестьянство. Это не плохо и не хорошо, это так есть. И наши "бароны" ценят любую возможность отделить себя от "мещан", и у нас есть рестораны, салоны и магазины, которые явно не для всех.
А наши "мещане" и "горожане" рвут на себе (во всех местах) волосы, впрягаются в две работы, хватают кредиты и надрывают жилы в бесконечном стремлении туда.
Я начала с женщин, потому что они наиболее яркий (простите за каламбур) пример. Так или иначе погоня за роскошью свойственна любому полу и возрасту.
Боль и соль этого поста - отсутствие гармонии.
Разорваны возрастные планки и стереотипы. Нам теперь не стыдно за юношеское мышление в 40-летнем возрасте. Мы называем это "молодой душой", и многие даже восторгаются. А то, что есть разница между детской непосредственностью и откровенным идиотизмом, про это как-то забываем. Мы живем так, словно нам жить еще 1000 лет. Репетируем какую-то свою "будущую" жизнь, чтобы в ней все сделать правильно. И совершенно перестали заботиться о душе и жизни загробной, как это делали люди на протяжении всей истории до недавних дней. Мы горим, ярко, ослепительно, апокалиптично. Может, мы и есть та самая Кали Юга.

20:54 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Простым профанским путем я вдруг натыкаюсь на гениальную идею Эриксона. И где были мои мозги в универе?
Если в двух словах, то вместо долгокопаний и выяснений он предлагает выявить и очертить неэффективный паттерн поведения. А затем, не вдаваясь в природу побуждающих мотивов и миллиона других факторов, предлагается просто напросто придумать и применить совершенно другое поведение в сходном контексте. Таким образом человек в привычной ситуации получит новый опыт, новую реакцию окружающих. И таким образом изменится его собственная реакция на "заедающую" ситуацию, сменится неэффективный паттерн, а через него сменятся и паттерны мышления.
Единственной сложностью остается самоконтроль. Применяя новое поведение в старой ситуации, сложно удержаться от автоматизма.
А какая гениальная идея "выключить" действие страха! Пианиста, который панически боялся выступить перед публикой, Эриксон заставил заняться выбором полотенца, на которое пианист будет падать на сцене в обморок. Поскольку критериев выбора полотенца у пианиста не было, решение о падании в обморок он принять не мог, и все, что ему оставалось - это играть. Страх продолжал быть, но ум пианиста был занят совсем другим вопросом.
Женщину, которая мучилась навязчивой привычкой выдергивать себе волосы, он заставил выдергивать по одному волоску и педантично накручивать каждый на спичку в виде идеальной спирали. Связал исполнение привычного (и нежелательного) действия с неудобным и ненужным делом - в итоге отменились оба.

19:00 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Обесценивание.
Так назвал это Дима, психолог в буржуйском тренинг-центре, где я стажировалась.
У нас с ним был разговор, потому что работа, на которую я нанималась, мне совсем не давалась. Он не торопил, никто не торопил, все ободряли, поддерживали, помогали, советовали. Все были за меня горой. А я злилась на себя и в итоге разревелась перед Димой. Надо отдать должное, он хороший специалист. Поговорил со мной. И сказал, что моя злоба на себя - это обесценивание, самопринижение.
Я хожу с вывернутой наизнанку душой.
В мире конного спорта недуг обесценивания оказался особой проблемой. Контингент конного мира крайне специфический. Негласная иерархия, негласное "ты мне, я тебе", грубейшая простота нравов и главное - каждый всегда уверен, что он состоявшийся профессионал. Даже последний конюх. Все, кто по-настоящему умеет обращаться с лошадьми, работают с ними с детства. Я встретила в своей жизни пока что единственного человека, который пришел в конный мир впервые в зрелом возрасте и состоялся - это Лена. Остальные, если были в стороне раньше, так и остаются на обочине. В том числе я сама.
И вот, когда я со своей обочины прихожу на конюшню со своим обесцениванием, когда последний конюх компетентнее, чем я со своим дипломом наездника, вот тогда и наступает кризис. Я открыто признаю и предупреждаю: я не умею. И негласно я ставлю себя на самую нижнюю ступень всеобщей коневодческой иерархии.
Проблема в том, что я все-таки кое-что умею, но (как обычно) заявив об этом, почему-то сразу теряю половину навыка. Все из рук валится, а голова пустая, взгляд даже тупеет. В итоге мои слова не соответствуют делу, я приобретаю статус заносчивой дуры. Это и есть самое страшное. Потому что во всем мире, а особенно в конном, 90% дел делаются только при хороших отношениях с коллективом.
Привычка всегда ставить себя на последнее место, превозносить других и профилактически самообесцениваться (чтобы не создавать ожиданий, не разочаровывать) - ужасная привычка. Как бы мне хотелось избавиться от нее. Я боюсь не соответствовать ожиданиям людей, боюсь навлечь на себя гнев, обвинения, насмешку. Боюсь, что у меня отнимут дело и скажут: иди-ка ты отсюда, криворукий кривожоп!
Не умеешь - не берись.
Это лозунг, который манифестировала мне в детстве мать (ох, я опять нахожу ее "ошибки"! будет ли этому конец?). Если мне давали попробовать что-то сделать, и у меня не получалось, то я вызывала раздражение, получала оскорбления.
Как избавиться от этих навязчивых паттернов? Их, кажется, миллион. И все они препятствуют самореализации. Застенчивость, уступчивость, скованность... Меня сегодня на конюшне, кажется, обозвали сиротой. Потому что я стояла в сторонке, чтобы не мешаться, и ждала, когда запрягут лошадей. А может и не меня. Но подходит. Я совершенно не умею быть полезной и в тему. Это действительно создает трудности для ВСЕГО. А полезной быть не умею, потому что не думаю об актуальной потребности человека - потому что думаю в этот миг о том, не вызову ли я чем гнева и на этот раз.
В младшей школе мы играли в семью зверей. У нас была "мама" - девочка Аня, которая 100% соответствовала этой роли и искренне принимала ее всегда. У нас был "папа", редко, правда, он такой появлялся. У нас были "старшие сестренки" - средний контингент. А за последнее место велась нешуточная конкуренция - за место "самого-самого-самого маленького, глупенького, озорного, самого младшенького".
Не бейте меня, я - дурак. Примерно так можно выразить посыл этой роли. Свобода действий при полной безнаказанности (он же еще маленький, он же еще глупенький, ему все можно).
Как несложно догадаться, я была среди кандидатов на роль дурачка - и часто выигрывала ее себе. Да так увлеклась, что до сих пор хожу будто бы с табличкой на лбу: "Не бейте меня, я - шут".

22:24 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Прелюбопытнейшее существо человек. Сколько всего намешано, сколько факторов, сколько причинно-следственных, взаимоисключающих и взаимодополняющих событий налито в одном единственном индивиде!
Никак не представляется возможным рассчитать беспроигрышную стратегию поведения, составить правильный план проведения 80 лет на Земле. Самосовершенствование превращается в бессмысленную и слепую гонку за тысячью зайцев.

Можно свести причины моего нынешнего состояния к отсутствию секса, к подавленным желаниям и к хроническому недополучению истинной радости. Но в действительности мы имеем слишком много разных факторов, чтобы доподлинно понять, почему нынче я такая раздражительная, почему меня мучает неодолимый аппетит, почему я не на шутку взялась улучшать сразу все аспекты своего существования. Меня преследует стремление во всем досканально разобраться, все разложить по полочкам, отовсюду убрать ненужное и положить набор суперсолдата. Вот всего несколько примеров забот, которыми я озадачена теперь: какую идеальную эпиляцию выбрать, как перестать жрать и убрать пузо, как одновременно учиться и работать, где жить, где найти дешевую и качественную одежду, откуда у меня мелкие вредные привычки и как от них избавиться, неужели моя аноргазмия действительно так ужасна и неужели так ужасно то, что я не умею и не хочу дрочить, как съездить на Алтай, как вписать в свой график занятия на ипподроме, какой рацион самый правильный...... И так далее до бесконечности.

10:04 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Иногда случаются вещи, которые перечеркивают наше прежнее представление о жизни. Люди, которых мы знаем десятки лет, вдруг совершают крайне неожиданные поступки. Закономерности, которые работали всю нашу жизнь, вдруг ломаются и рассыпаются. Новая информация перекрывает старую, мы учимся, и наши взгляды меняются.
В такие моменты хочется кричать: боже, как же страшно я ошибался! Все совсем не так, как я привык думать!
Расслабьтесь в этот момент.
Сколько раз я сама ужасалась собственным заблуждениям! И знаете что? Зря.
У меня - и, уверена, у всех нас - есть чувство истины. На нем мы строим свои суждения, выводы, прогнозы. Мы выбираем из всей информации ту, которую можно уложить в закономерность, и верим именно ей. Чувство истины не дает случайной информации беспочвенно искажать устоявшиеся представления. И самое главное - чудесным образом чувство истины безошибочно отделяет закономерную информацию от случайной.
Проще говоря, если вы во что-то верите, не пытайтесь себя переубедить. Доверяйте себе.
Есть родственное чувство. Оно называется "а я ведь говорил!".

То, во что я верю, всегда возвращается на свои рельсы после сотрясения.

22:50 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Знаете, когда по-настоящему пропадало вдохновение рисовать, писать и делать вообще что-либо самовыразительное? В те моменты, когда мне говорили:"это банально, это избитая тема, про это сейчас все кому не лень пишут, это устарело, это не актуально и пр.".
Я верила и затыкалась. Я не должна была делать вещей, которые неинтересны другим, не должна была гореть мыслями и чувствами, которые и так уже пережил весь людской род.
Мой личный, оригинальный вклад в общее культурное наследие, мое уникальное видение ставших классическими проблем заведомо не нужны. А моя внушаемость безоговорочна.
Обесценивая собственные чувства, мы обезличиваемся. Гарантированно.

09:49 

Slave never dreams to be free. Slave only dreams to be a king.
Внушаемость - вот слово, которым можно обозначить мою слабость.
Фильм "Вики, Кристина, Барселона" очень хорош. Особенно хороша в нем героиня по имени Мария-Елена.
После фильма я почувствовала в себе этот камушек - внушаемость. Его нужно держать за стеклом. Внушаемость, говорят, это признак чудесной эмпатии. Может, так оно и есть. И на словах мне вообще трудно что-либо внушить. А вот контролировать свое подражание невербалике человека, то, как я перенимаю его ценности и характерный профиль - не контролирую. В итоге я впадаю почти в депрессию, потому что всегда пытаюсь стать лучшей в системе ценностей этого человека, вседа пытаюсь соответствовать ему по уровню внешней привлекательности и всегда проигрываю, что немудрено. Если человек добрее меня, я тянусь достичь его уровня доброты в себе, если у человека талия тоньше моей, я втягиваю живот и пытаюсь казаться не хуже. Это глупо, это даже звучит глупо. Говорят, от внушаемости не избавиться, как и от других черт натуры. Но мне очень хочется видеть свой собственный профиль равноценным с другими.

Следы психики

главная